Понятие «готовность к школе». Виды и показатели готовности. Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие анализаторных систем, мелкой моторики, основных движений.
Психологическая готовность: социально-личностная (принятие позиции школьника, умение общаться со взрослыми и сверстниками); эмоциональная (радость ожидания школы, сочувствие, сопереживание); интеллектуальная (уровень осведомленности, сформированность познавательных психических процессов, широкие познавательных интересы и любознательность); волевая (соподчинение мотивов, произвольность поведения, стремление к преодолению трудностей и результативности).
Специальная готовность: сформированность предпосылок учебной деятельности, умение считать, писать, читать и др.
Использование методов: КЭС, Филиппинский тест, тесты Озерецкого (лабиринт, круг), Теппинг-тест, изучение медицинской карты; беседы, методика ЦТО Люшер-Дорофеевой, нарисуй лица, «Да и нет не говори», методика изучения типа развития Бугрименко Е.А., Поливановой К.Н., методика «Лесенка» Рубинштейна, 3 вопроса, методика «Домик», узор, четвертый лишний. Последовательность событий – Бернштейна. Звуковые прятки и др.
Обзор комплексных методик по определению готовности к школе: Архиповой И.А., Матвеевой А.А. Определение готовности к школе. - Спб, 1994.
1. Вархотова Е.К. Экспресс-диагностика готовности к школе. – М. 1998.
2. Владер Ю.М. Готов ли ваш ребенок к школе.- СПб. 2003.
3. Ильина Н.Н.Готов ли ваш ребенок к школе? – М. 2001.
4. Каменская В.Г. К школьной жизни готов.- СПб, 2004.
Основные понятия: готовность к школе, физическая готовность, психологическая готовность, специальная готовность, комплексные методики, диагностика.
Требования к знаниям.
1. Знать основные понятия темы.
2. Иметь представление о комплексных методиках определения готовности к школе.
Требования к умениям.
1. Уметь проводить 2 методики в квазиусловиях.
2. Уметь написать аннотацию на 1 диагностическую методику.
Самостоятельная работа и практические задания студентам.
1. Выбрать 2 диагностические методики, подготовить материалы к ним, уметь проводить в квазиусловиях.
2. Написать аннотацию на диагностическую методики. Выбрать 2-3 субтеста, провести в квазиусловиях.
Тема 1.7. Комплексные методики определения готовности к школе.
Методика определения готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, разработанная преподавателями ГПУ им. А.И.Герцена Головиной Т.П., Михайленковой и др. Назначение и задачи, этапы работы, содержание, некоторые рекомендации к проведению субтестов. Обработка результатов. Шкалы. Заполнение карты на ребенка – заключение и рекомендации.
Основные понятия: субтест, шкалы, карта развития.
Требования к знаниям.
1. Знать основные понятия курса.
2. Иметь представление о содержании и этапах проведения комплексной методики Головиной Т.П.
Требования к умениям.
1. Уметь проводить 3-4 субтеста методики Т.П.Головиной.
2. Уметь анализировать карту готовности детей к школе.
Самостоятельная работа и практические задания студентам.
1. Ролевой тренинг по проведению методики, психолого-педагогическая рефлексия (видеозапись).
2. Работа по анализу «Карты готовности детей к школе» - написать заключение, рекомендации.
3. Задания на практику. Провести методику с двумя детьми. Заключение, рекомендации.
Тема 1.8. Типичные проблемы в подготовке детей к школе.
Наиболее типичные проблемы в подготовке детей к школе: недостаточный уровень произвольности поведения, несформированность предпосылок учебной деятельности, неразвитость мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Особенности работы с леворукими детьми при подготовке к школе, учет их специфики материализации мозговых функций и влияние их на переработку информации. Для левшей характерны лучшее опознание вербальных стимулов, снижение зрительно-моторной координации и темпа деятельности, поэлементная работа с материалом, слабость внимания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.