Рабочая программа учебной дисциплины «Диагностика и коррекция готовности детей в школе и адаптации в 1 классе», страница 6

Понятие «готовность к школе». Виды  и показатели готовности.      Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие анализаторных систем, мелкой моторики, основных движений.

Психологическая готовность: социально-личностная (принятие позиции школьника, умение общаться со взрослыми и сверстниками); эмоциональная (радость ожидания школы, сочувствие, сопереживание); интеллектуальная (уровень осведомленности, сформированность познавательных психических процессов, широкие познавательных интересы и любознательность); волевая (соподчинение мотивов, произвольность поведения, стремление к преодолению трудностей и результативности).

Специальная готовность: сформированность предпосылок учебной деятельности, умение считать, писать, читать и др.

Использование методов: КЭС, Филиппинский тест, тесты Озерецкого (лабиринт, круг), Теппинг-тест, изучение медицинской карты; беседы, методика ЦТО Люшер-Дорофеевой, нарисуй лица, «Да и нет не говори», методика изучения типа развития Бугрименко Е.А., Поливановой К.Н., методика «Лесенка» Рубинштейна, 3 вопроса, методика «Домик», узор, четвертый лишний. Последовательность событий – Бернштейна. Звуковые прятки и др.

Обзор комплексных методик по определению готовности к школе: Архиповой И.А., Матвеевой А.А. Определение готовности к школе. - Спб, 1994.

1.  Вархотова  Е.К. Экспресс-диагностика готовности к школе. – М. 1998.

2.  Владер Ю.М. Готов ли ваш ребенок к школе.- СПб. 2003.

3.  Ильина Н.Н.Готов ли ваш ребенок к школе? – М. 2001.

4.  Каменская В.Г. К школьной жизни готов.- СПб, 2004.

Основные понятия: готовность к школе, физическая готовность, психологическая готовность, специальная готовность, комплексные методики, диагностика.

Требования к знаниям.

1.  Знать основные понятия  темы.

2.  Иметь представление о комплексных методиках определения готовности к школе.

Требования к умениям.

1.  Уметь проводить 2 методики в квазиусловиях.

2.  Уметь написать аннотацию  на 1 диагностическую методику.

Самостоятельная работа и практические задания студентам.

1.  Выбрать 2 диагностические методики, подготовить материалы к ним, уметь проводить в квазиусловиях.

2.  Написать аннотацию на диагностическую методики. Выбрать 2-3 субтеста, провести в квазиусловиях.

Тема 1.7. Комплексные методики определения готовности к школе.

Методика определения готовности  детей 6-7 лет к обучению в школе, разработанная преподавателями ГПУ им. А.И.Герцена Головиной Т.П., Михайленковой  и др. Назначение и задачи, этапы работы, содержание, некоторые рекомендации к проведению субтестов. Обработка результатов. Шкалы. Заполнение карты на ребенка – заключение и рекомендации.

Основные понятия: субтест, шкалы, карта развития.

Требования к знаниям.

1.  Знать основные понятия курса.

2.  Иметь представление о содержании и этапах проведения комплексной методики Головиной Т.П.

Требования к умениям.

1.  Уметь проводить 3-4 субтеста методики Т.П.Головиной.

2.  Уметь анализировать карту готовности детей к школе.

Самостоятельная работа и практические задания студентам.

1.  Ролевой тренинг по проведению методики, психолого-педагогическая рефлексия (видеозапись).

2.  Работа по анализу «Карты готовности детей к школе» - написать заключение, рекомендации.

3.  Задания на практику. Провести методику с двумя детьми. Заключение, рекомендации.

Тема 1.8. Типичные проблемы в подготовке детей к школе.

Наиболее типичные проблемы в подготовке детей к школе: недостаточный уровень произвольности поведения, несформированность предпосылок учебной деятельности,  неразвитость мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Особенности работы с леворукими детьми при подготовке к школе, учет  их специфики материализации мозговых функций и влияние их на переработку информации. Для левшей характерны лучшее опознание вербальных  стимулов, снижение зрительно-моторной координации и темпа деятельности, поэлементная работа с материалом, слабость внимания.