Рабочая программа учебной дисциплины «Диагностика и коррекция готовности детей в школе и адаптации в 1 классе», страница 12

Основные понятия: готовность к школе, психологическая готовность, морфо-функциональная готовность, социально-личностная готовность.

   Тема 1.5.  1.6.  Готовность к школе. Методы и методики измерения.

Понятие «готовность к школе». Виды  и показатели готовности.      Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие анализаторных систем, мелкой моторики, основных движений.

Психологическая готовность: социально-личностная (принятие позиции школьника, умение общаться со взрослыми и сверстниками); эмоциональная (радость ожидания школы, сочувствие, сопереживание); интеллектуальная (уровень осведомленности, сформированность познавательных психических процессов, широкие познавательных интересы и любознательность); волевая (соподчинение мотивов, произвольность поведения, стремление к преодолению трудностей и результативности).

Специальная готовность: сформированность предпосылок учебной деятельности, умение считать, писать, читать и др.

     Использование методов:

изучение медицинской карты; беседы

КЭС,

Филиппинский тест, тесты Озерецкого (лабиринт, круг),

Теппинг-тест, методика ЦТО Люшер-Дорофеевой, нарисуй лица, «Да и нет не говори», методика изучения типа развития Бугрименко Е.А., Поливановой К.Н., методика «Лесенка» Рубинштейна, 3 вопроса, методика «Домик», узор, четвертый лишний.

Последовательность событий – Бернштейна.

Звуковые прятки и др.

Обзор комплексных методик по определению готовности к школе: Архиповой И.А., Матвеевой А.А. Определение готовности к школе. - Спб, 1994.

Основные понятия: готовность к школе, физическая готовность, психологическая готовность, специальная готовность, комплексные методики, диагностика.

      Тема 1.7. Комплексные методики определения готовности к школе.

Методика определения готовности  детей 6-7 лет к обучению в школе, разработанная преподавателями ГПУ им. А.И.Герцена Головиной Т.П., Михайленковой  и др. Назначение и задачи, этапы работы, содержание, некоторые рекомендации к проведению субтестов. Обработка результатов. Шкалы. Заполнение карты на ребенка – заключение и рекомендации.

Основные понятия: субтест, шкалы, карта развития.

Тема 1.8. Типичные проблемы в подготовке детей к школе.

Наиболее типичные проблемы в подготовке детей к школе:

недостаточный уровень произвольности поведения, несформированность предпосылок учебной деятельности, неразвитость мелкой моторики и зрительно-моторной координации

Особенности работы с леворукими детьми при подготовке к школе, учет  их специфики материализации мозговых функций и влияние их на переработку информации. (Для левшей характерны лучшее опознание вербальных  стимулов, снижение зрительно-моторной координации и темпа деятельности, поэлементная работа с материалом, слабость внимания.

Особенности работы с медлительными детьми. Причины медлительности: темперамент, особенности воспитания, МНД, переученные левши. Предлагать целесообразное письмо (а не безотрывное), не добиваться скорости чтения, уменьшить объем заданий, работа с мозаикой, обводками, не фиксировать внимание на темпе деятельности.

Основные понятия: гиперактивность, леворукость, медлительность, мелкая моторика, коррекция, консультирование.

   Тема 1.9. Построение коррекционно-развивающей работы.

Учет наиболее типичных трудностей в подготовке детей к школе. Принципы построения коррекционно-развивающей и профилактической работы, предложенные Раттер Т.И., Дубровиной И.В.: выявление причин трудностей, механизмов проблем, выслушивание и предоставление свободы индивидуальных проявлений, четкое определение цели для ребенка и показ реальных успехов, использовать сочетание методов работы, прогнозирование динамики развития и т.д.

Общая  структура занятий: ритуал приветствия, психологическая разминка, основная часть, рефлексия, домашнее задание, ритуал прощания. Групповые и индивидуальные формы и направления работы по подготовке к школе.

Основные понятия: коррекция, принципы коррекции, профилактика.

Тема   1.10.   Коррекционно-развивающий программы по подготовке детей к школе, их особенности и потенциал.

Н.Е.Водопьянова «Программа сенсорно-перцептивного развития и подготовки к школе».,