Основные понятия: готовность к школе, психологическая готовность, морфо-функциональная готовность, социально-личностная готовность.
Тема 1.5. 1.6. Готовность к школе. Методы и методики измерения.
Понятие «готовность к школе». Виды и показатели готовности. Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие анализаторных систем, мелкой моторики, основных движений.
Психологическая готовность: социально-личностная (принятие позиции школьника, умение общаться со взрослыми и сверстниками); эмоциональная (радость ожидания школы, сочувствие, сопереживание); интеллектуальная (уровень осведомленности, сформированность познавательных психических процессов, широкие познавательных интересы и любознательность); волевая (соподчинение мотивов, произвольность поведения, стремление к преодолению трудностей и результативности).
Специальная готовность: сформированность предпосылок учебной деятельности, умение считать, писать, читать и др.
Использование методов:
изучение медицинской карты; беседы
КЭС,
Филиппинский тест, тесты Озерецкого (лабиринт, круг),
Теппинг-тест, методика ЦТО Люшер-Дорофеевой, нарисуй лица, «Да и нет не говори», методика изучения типа развития Бугрименко Е.А., Поливановой К.Н., методика «Лесенка» Рубинштейна, 3 вопроса, методика «Домик», узор, четвертый лишний.
Последовательность событий – Бернштейна.
Звуковые прятки и др.
Обзор комплексных методик по определению готовности к школе: Архиповой И.А., Матвеевой А.А. Определение готовности к школе. - Спб, 1994.
Основные понятия: готовность к школе, физическая готовность, психологическая готовность, специальная готовность, комплексные методики, диагностика.
Тема 1.7. Комплексные методики определения готовности к школе.
Методика определения готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, разработанная преподавателями ГПУ им. А.И.Герцена Головиной Т.П., Михайленковой и др. Назначение и задачи, этапы работы, содержание, некоторые рекомендации к проведению субтестов. Обработка результатов. Шкалы. Заполнение карты на ребенка – заключение и рекомендации.
Основные понятия: субтест, шкалы, карта развития.
Тема 1.8. Типичные проблемы в подготовке детей к школе.
Наиболее типичные проблемы в подготовке детей к школе:
недостаточный уровень произвольности поведения, несформированность предпосылок учебной деятельности, неразвитость мелкой моторики и зрительно-моторной координации
Особенности работы с леворукими детьми при подготовке к школе, учет их специфики материализации мозговых функций и влияние их на переработку информации. (Для левшей характерны лучшее опознание вербальных стимулов, снижение зрительно-моторной координации и темпа деятельности, поэлементная работа с материалом, слабость внимания.
Особенности работы с медлительными детьми. Причины медлительности: темперамент, особенности воспитания, МНД, переученные левши. Предлагать целесообразное письмо (а не безотрывное), не добиваться скорости чтения, уменьшить объем заданий, работа с мозаикой, обводками, не фиксировать внимание на темпе деятельности.
Основные понятия: гиперактивность, леворукость, медлительность, мелкая моторика, коррекция, консультирование.
Тема 1.9. Построение коррекционно-развивающей работы.
Учет наиболее типичных трудностей в подготовке детей к школе. Принципы построения коррекционно-развивающей и профилактической работы, предложенные Раттер Т.И., Дубровиной И.В.: выявление причин трудностей, механизмов проблем, выслушивание и предоставление свободы индивидуальных проявлений, четкое определение цели для ребенка и показ реальных успехов, использовать сочетание методов работы, прогнозирование динамики развития и т.д.
Общая структура занятий: ритуал приветствия, психологическая разминка, основная часть, рефлексия, домашнее задание, ритуал прощания. Групповые и индивидуальные формы и направления работы по подготовке к школе.
Основные понятия: коррекция, принципы коррекции, профилактика.
Тема 1.10. Коррекционно-развивающий программы по подготовке детей к школе, их особенности и потенциал.
Н.Е.Водопьянова «Программа сенсорно-перцептивного развития и подготовки к школе».,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.