Рабочая программа учебной дисциплины «Диагностика и коррекция готовности детей в школе и адаптации в 1 классе», страница 10

Нарушение развития самосознания – психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверждение уникальности. Программа Бордиер «Я хочу», овчаровой Р.В. «Как помогать социально и педагогически запущенным детям».

Основные понятия: социальная запущенность, педагогическая запущенность, психогимнастика, самосознание, идентификация.

Требования к знаниям.

1.  Иметь представление о социально-педагогической запущенности детей 1 класса, методах диагностики и коррекции проблемы.

2.  Знать направления работы с социально-педагогически запущенными детьми в начальной школе.

Требования к умениям.

1.  Уметь составлять конспекты 3-4 занятий с детьми СПЗ первого класса.

2.  Уметь решать психолого-педагогические задачи по проблемам социально-педагогической запущенности детей в период адаптации в 1 классе.

3.  Уметь оформлять рекомендации родителям по оказанию помощи социально-педагогически запущенным детям в начальной школе.

Самостоятельная работа и практические задания студентам.

1.  Составить серию занятий (3-4) для детей с разными проявлениями педагогической запущенности.

2.  Решение психолого-педагогических задач и ситуаций.

3.  Оформить рекомендации родителям «Как помочь педагогически и социально  запущенным детям».

Тема 2.9. Развитие  эмоциональной сферы у детей 1 класса.

Возможные проблемы в эмоционально-волевой сфере, их диагностика: диагностическая беседа, нарисуй лица, «да» и «нет» не говори. Образец и правило. Система работы с детьми: индивидуальная, подгрупповая. Работа с пиктограммами, дорисуй предмет, монотипии, пуантилизм. Использование арттерапевтических приемов и программы Валявского по развитию произвольности поведения, подвижных игр.

Основные понятия: эмоциональная сфера, волевая сфера, произвольное поведение.

Требования к знаниям.

1.  Иметь представление о проблемах в эмоционально-волевой сфере первоклассников и путях их решения.

Требования к умениям.

1.  Уметь составлять картотеку игр-упражнений по развитию произвольности поведения и эмоционально-чувственной сферы первоклассника.

2.  Уметь составлять конспект коррекционно-развивающего занятия по решению вышеуказанных пролем.

Самостоятельная работа и практические задания студентам.

1.  Составить картотеку игр-упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы. (10 игр).

2.  Составить конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию мотивационно-эмоциональной сферы или волевой сферы.

   Тема 2.10. Развитие основ коммуникации у детей 1 класса.

Первоклассник как субъект общения. Синдром  дискоммуникации и дезадаптация в 1 классе.

Использование психолого-педагогического потенциала программы Сорокоумовой «Уроки общения в 1 классе», Сартан «Как общаться с детьми», Шипициной «Развитие основ коммуникации», Овчаровой Р.В. «Уроки человековедения в начальной школе».

Основные понятия: коммуникация, аннотация, программа.

Требования к знаниям.

1.  Иметь представление о проблемах в общении первоклассников и путях их преодоления с помощью вышеуказанных программ.

Требования к умениям.

1.  Уметь писать аннотацию на вышеуказанные программы по развитию основ общения первоклассников.

2.  Уметь составлять методическую разработку для родителей первоклассников «Как общаться с ребенком».

Самостоятельная работа и практические задания студентам.

1.  Написать аннотацию на одну из вышеуказанных программ.

2.  Используя книгу Ю.Б.Гиппернейтер «Как общаться с ребенком», составить методическую разработку  к тренингу для родителей первоклассника.

Тема 2.11. Психолого-педагогическая компетентность педагогов и родителей.

Взаимодействие педагога-психолога с родителями и учителями в период адаптации в 1 классе. Учитель как практический психолог.

Психологические основы урока. Стиль педагогического общения. Самоменеджмент. Тренинг компетентности.  Диагностика родительской компетентности: самодиагностика типового семейного состояния, детско-родительские отношения. Режим для первоклассника.

Занятия с родителями или тренинг родительской компетентности. Программа Березиной, Овчаровой.

Основные понятия: сопровождение, тренинг, диагностика.