Требования к знаниям.
1. Иметь представление о содержании работы педагога-психолога с родителями и учителями детей в 1 классе.
Требования к умениям.
1. Уметь составлять конспект одной из форм работы с родителями и учителями, защищать её.
Самостоятельная работа и практические задания студентам.
1. Проведение тренинга компетентности педагога-психолога. «Я и родители», «Я и педагоги»; защита проектов: круглого стола, тренинга родительской компетентности. Учитель как практический психолог.
Требования к знаниям.
1. Иметь представление об особенностях ребенка старшего дошкольного возраста.
Требования к умениям.
1. Уметь составлять конспект по первоисточникам.
2. Уметь доказывать свою точку зрения примерами из практики о готовности ребенка к школе.
3. Уметь составлять кроссворд по темам 2, 3 из 12-14 понятий.
Самостоятельная работа и практические задания.
1. Определить влияние кризиса 7 лет на развитие самосознания ребенка и успехи в подготовке к школе и адаптации в 1 классе. Особенности психологического сопровождения ребенка в кризисный период.
2. Законспектировать статью из литературы по кризису 7 лет.
Литература: Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М. 1968. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М. 1998.
Задания к практике.
Приведите примеры проявления психологических, социально-личностных особенностей у детей старшего дошкольного возраста, их влияние на готовность к школе.
Практическая работа: решение психолого-педагогических задач и ситуаций. Составление кроссвордов из 12-14 понятий к темам 2, 3.
СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ ПОГРАММЫ
Тема 1.1. Введение.
Диагностика и коррекция готовности детей к школе – одно из направлений работы педагога-психолога в ДОУ и школе. Задачи, содержание работы, литература. Требования по подготовке к практике, зачету.
Тема 1.2. Актуальность проблемы в условиях вариативного образования.
Современные тенденции непрерывного образования: вариативность, дифференцированный и личностно-ориентированный подход к ребенку, от педагогики ЗУН к педагогике развития и др.
Роль педагога-психолога в выборе образовательной программы и индивидуального маршрута. Типы образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Преемственность ДОУ и школы.
Основные понятия: непрерывное образование, индивидуальный образовательный маршрут, преемственность ДОУ и школы, личностно-ориентированный подход.
Тема 1.3. Особенности детей старшего дошкольного возраста.
Морфофункциональные и психофизические особенности как условия психологической зрелости. Исследования Казьминой, Ноткиной, Антроповой, Озерецкого, Войтович и их учет в работе педагога-психолога по подготовке к школе.
Развитие познавательных психических процессов и функций: произвольного внимания, образного мышления, логической и механической памяти, познавательного, аффективного, творческого воображения и речи.
Социально-личностное развитие. Механизм предвосхищения. Изменение структур в эмоциональных процессах, их влияние на все сферы личности.
Соподчинение мотивов, их иерархичность, влияние социальных, познавательных мотивов на успешность адаптации в 1 классе. Самосознание ребенка, специфика его проявления.
Основные понятия: психофизические особенности, социально-личностные особенности, соподчинение мотивов, ведущий мотив, самосознание, творческое воображение.
Тема 1.4. Некоторые подходы к проблеме готовности к школе.
Обзор зарубежных исследований по проблеме «школьная зрелость», «готовность к школе», «преемственность»: Г.Гетнер, А.Керн, С.Штребел, Я.Йирасек, Г.Витцлак. Использование методик Я.Йирсека и Г.Витцлака в практической работе педагога-психолога. Шкалы, обработка. Интерпретация результатов.
Подходы к проблеме готовности к школе в отечественной психологии: Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Н.Г.Салмина, Е.Е.Кравцова, Т.И.Бабаева. Наиболее важные параметра психологической готовности к школе: проявление внутренней позиции ученика, произвольность поведения, сформированность предпосылок учебной деятельности, зрелость форм общения со взрослыми и сверстниками; сформированность интеллектуальных процессов, достаточный уровень их произвольности, высокий уровень развития речи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.