Рабочая программа учебной дисциплины «Диагностика и коррекция готовности детей в школе и адаптации в 1 классе», страница 11

Требования к знаниям.

1.  Иметь представление о содержании работы педагога-психолога с родителями и учителями детей в 1 классе.

Требования к умениям.

1.  Уметь составлять конспект одной из форм работы с родителями и учителями, защищать её.

Самостоятельная работа и практические задания студентам.

1.  Проведение тренинга компетентности педагога-психолога. «Я и родители», «Я и педагоги»;  защита проектов: круглого стола, тренинга родительской компетентности. Учитель как практический психолог.

Требования к знаниям.

1.  Иметь представление об особенностях ребенка старшего дошкольного возраста.

Требования к умениям.

1.  Уметь составлять конспект по первоисточникам.

2.  Уметь доказывать свою точку зрения примерами из практики о готовности ребенка к школе.

3.  Уметь составлять кроссворд по темам 2, 3  из  12-14 понятий.

Самостоятельная работа и практические задания.

1.  Определить влияние кризиса 7 лет на развитие самосознания ребенка и успехи в подготовке к школе  и адаптации в 1 классе. Особенности психологического сопровождения ребенка в кризисный период.

2.  Законспектировать статью из литературы по кризису 7 лет.

Литература: Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М. 1968.   Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М. 1998.

Задания к практике.

Приведите примеры проявления психологических, социально-личностных особенностей у детей старшего дошкольного возраста, их влияние на готовность к школе.

Практическая работа: решение психолого-педагогических задач и ситуаций.  Составление кроссвордов из 12-14 понятий  к темам 2, 3.

СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ ПОГРАММЫ

   Тема 1.1. Введение.

Диагностика и коррекция готовности детей  к школе – одно из направлений работы педагога-психолога в ДОУ и школе. Задачи, содержание работы, литература. Требования по подготовке к практике, зачету.

Тема 1.2. Актуальность проблемы в условиях вариативного образования.

Современные тенденции непрерывного образования: вариативность, дифференцированный и личностно-ориентированный подход к ребенку, от педагогики ЗУН к педагогике развития и др.

Роль педагога-психолога в выборе образовательной  программы  и индивидуального  маршрута. Типы образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Преемственность  ДОУ и школы.

Основные понятия: непрерывное образование, индивидуальный образовательный маршрут, преемственность ДОУ и школы, личностно-ориентированный подход.

   Тема 1.3. Особенности детей старшего дошкольного возраста.

Морфофункциональные  и психофизические  особенности как условия психологической зрелости. Исследования Казьминой, Ноткиной, Антроповой, Озерецкого, Войтович и их учет в работе педагога-психолога по подготовке к школе.

       Развитие познавательных психических процессов и функций: произвольного внимания, образного мышления, логической и механической памяти, познавательного, аффективного, творческого воображения и речи.

Социально-личностное развитие. Механизм предвосхищения. Изменение структур в эмоциональных процессах, их влияние на все сферы личности.

Соподчинение мотивов, их иерархичность, влияние социальных, познавательных мотивов на успешность адаптации в 1 классе.  Самосознание ребенка, специфика его проявления.

Основные понятия: психофизические особенности, социально-личностные особенности, соподчинение мотивов, ведущий мотив, самосознание, творческое воображение.

   Тема 1.4.  Некоторые подходы к  проблеме готовности к школе.

Обзор зарубежных исследований по проблеме «школьная зрелость», «готовность к школе», «преемственность»: Г.Гетнер, А.Керн, С.Штребел, Я.Йирасек, Г.Витцлак.  Использование методик Я.Йирсека и Г.Витцлака в практической работе педагога-психолога. Шкалы, обработка. Интерпретация результатов.

Подходы к проблеме готовности к школе в отечественной психологии: Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Н.Г.Салмина, Е.Е.Кравцова, Т.И.Бабаева. Наиболее важные параметра психологической готовности к школе: проявление внутренней позиции ученика, произвольность поведения, сформированность предпосылок учебной деятельности, зрелость форм общения со взрослыми и  сверстниками; сформированность интеллектуальных процессов, достаточный уровень их произвольности, высокий уровень развития речи.