А.И.Русанова «Развитие творческой активности и психологическая подготовка детей к школе»,
Дубровина И.В. «Готовность к школе: развивающая программа»,
И.Шадхан «Год до школы»,
Реан А.А. «Как подготовить ребенка к школе».
Планирование работы педагога-психолога по подготовке к школе. Разработка коррекционно-развивающей программы, разработка учебно-методических пособий, конспектов занятий.
Адаптация к обучению в 1 классе
Тема 2.1. Психологический смысл дифференцированного образования в начальной школе.
Понятие дифференциации, ее положительная и отрицательная стороны. Особенности психологического сопровождения детей, обучающихся по разным образовательным программам. Классы коррекции, адаптации, компенсирующего обучения, выравнивания – возможные пути сопровождения детей. Коррекционная работа и развивающая работа.
Особенности психологического сопровождения детей одаренных, творческих, работающих по программам повышенного уровня. Формы взаимодействия с семьей и родителями в ходе сопровождения.
Основные понятия: дифференциация образования, коррекция, адаптация, психологическое сопровождение.
Требования к знаниям.
2. Иметь представление о дифференцированном подходе в образовании детей. особенностях сопровождения детей в разных типах школ, разных классах.
Требования к умениям.
3. Уметь анализировать программы Р.С.Бондаревой. Цукерман, Овчаровой по адаптации детей в 1 классе.
4. Уметь составлять анкету для родителей по проблемам адаптации детей в 1 классе.
Самостоятельная работа и практические задания студентам.
3. Проанализировать программу Р.С.Бондаревской «Организация диагностико-коррекционной и развивающей работы с учащимися 1-3 классов», Поливановой, Цукерман «Введение в школьную жизнь». Выявить их психолого-педагогический потенциал. Составить проект коррекционной или развивающей программы для 1 классов.
4. Составить анкету для родителей «Готовы ли Вы к школьной ситуации?»
Тема 2.2. Адаптация в 1 классе.
Понятие адаптации: периоды, уровни: острый, подострый, компенсаторный. Своеобразие протекания адаптации у детей с легкой, средней и тяжелой формой. Физиологическая и социально-психологическая адаптация, их протекание и взаимовлияние.
Особенности адаптации детей 1 класса, рано пришедших в школу и запаздывающих с переходом в школу, фазы адаптации.
Проявления школьной дезадаптации (формы, причины, коррекционные мероприятия: неприспособленность к предметной стороне деятельности, страхи). Составление плана наблюдений за развитием учащихся 1 классов с дифференцированным обучением.
Основные понятия: адаптация, фазы адаптации, дезадаптация, фобии, страхи.
Требования к знаниям.
2. Иметь представление о периодах, уровнях, протекании адаптации детей в 1 класса; особенностях проявления дезадаптации.
Требования к умениям.
3. Уметь решать психолого-педагогические задачи по проблемам адаптации в школе.
4. Уметь составлять таблицу «Работа с детьми, имеющими школьные проблемы».
Самостоятельная работа и практические задания студентам.
4. Решение психолого-педагогических задач, связанных с периодом адаптации.
5. Написание характеристики школьника «Готовность к школьному обучению».
6. Составить таблицу «Работа с детьми, имеющими школьные проблемы».
Тема 2.3. Изучение психолого-педагогического статуса первоклассника.
Изучение психолого-педагогического статуса первоклассника: познавательная сфера, особенности поведения со взрослыми и сверстниками; особенности мотивационной сферы; система отношений к миру и самому себе. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Неблагоприятные варианты развития младших школьников: хроническая неуспеваемость, уход от деятельности, негативистическая демонстративность, вербализм, школьная тревожность и страхи. Методика ранжирования средовой адаптации.
Основные понятия: психолого-педагогический статус, школьная тревожность, средовая адаптация, диагностика.
Требования к знаниям.
2. Иметь представление о социально-психологическом статусе ребенка 1 класса, компонентах карты развития младшего школьника.
Требования к умениям.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.