Рабочая программа учебной дисциплины «Диагностика и коррекция готовности детей в школе и адаптации в 1 классе», страница 8

Понятие дифференциации, ее положительная и отрицательная стороны. Особенности психологического сопровождения детей,  обучающихся по разным образовательным программам. Классы коррекции, адаптации, компенсирующего обучения, выравнивания – возможные  пути сопровождения детей.  Коррекционная работа и развивающая работа.

Особенности  психологического сопровождения детей одаренных, творческих, работающих по программам повышенного уровня. Формы взаимодействия с семьей и родителями в ходе сопровождения.

Основные понятия: дифференциация образования, коррекция, адаптация, психологическое сопровождение.

Требования к знаниям.

1.  Иметь представление о дифференцированном подходе в образовании детей. особенностях сопровождения детей в разных типах школ, разных классах.

Требования к умениям.

1.  Уметь анализировать программы Р.С.Бондаревой. Цукерман, Овчаровой по адаптации детей в 1 классе.

2.  Уметь составлять анкету для родителей по проблемам адаптации детей в 1 классе.

Самостоятельная работа и практические задания студентам.

1.  Проанализировать программу Р.С.Бондаревской «Организация диагностико-коррекционной и развивающей работы с учащимися 1-3 классов», Поливановой, Цукерман «Введение в школьную жизнь». Выявить их психолого-педагогический потенциал. Составить проект коррекционной или развивающей программы для 1 классов.

2.  Составить анкету для родителей «Готовы ли Вы к школьной ситуации?»

   Тема 2.2. Адаптация в 1 классе.

Понятие адаптации: периоды, уровни: острый, подострый, компенсаторный. Своеобразие протекания адаптации у детей с легкой, средней и тяжелой формой. Физиологическая и социально-психологическая адаптация, их  протекание и взаимовлияние.

Особенности адаптации детей 1 класса, рано пришедших в школу и запаздывающих с переходом в школу, фазы адаптации.

Проявления школьной дезадаптации (формы, причины, коррекционные мероприятия: неприспособленность к предметной стороне деятельности, страхи). Составление  плана наблюдений за развитием учащихся 1 классов с дифференцированным обучением.

Основные понятия: адаптация, фазы адаптации, дезадаптация, фобии, страхи.

Требования к знаниям.

1.  Иметь представление о периодах, уровнях, протекании адаптации детей в 1 класса; особенностях проявления дезадаптации.

Требования к умениям.

1.  Уметь решать психолого-педагогические задачи по проблемам адаптации в школе.

2.  Уметь составлять таблицу «Работа с детьми, имеющими школьные проблемы».

Самостоятельная работа и практические задания студентам.

1.  Решение психолого-педагогических задач, связанных с периодом адаптации.

2.  Написание характеристики школьника «Готовность к школьному обучению».

3.  Составить таблицу «Работа с детьми, имеющими школьные проблемы».

Тема 2.3. Изучение психолого-педагогического статуса первоклассника.

Изучение психолого-педагогического статуса первоклассника: познавательная сфера, особенности поведения со взрослыми и сверстниками; особенности мотивационной сферы; система отношений к миру и самому себе. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Неблагоприятные варианты развития младших школьников: хроническая неуспеваемость, уход от деятельности, негативистическая  демонстративность,  вербализм, школьная тревожность и страхи. Методика ранжирования средовой адаптации.

Основные понятия: психолого-педагогический статус, школьная тревожность, средовая адаптация, диагностика.

Требования к знаниям.

1.  Иметь представление о социально-психологическом статусе ребенка 1 класса, компонентах карты развития младшего школьника.

Требования к умениям.

1.  Уметь составлять и проводить анкету для детей 1 класса по проблемам адаптации.

2.  Уметь на практике проводить методику ранжирования средовой адаптации.

Самостоятельная работа и практические задания студентам.

1.  Составить и провести анкету для ученика 1 класса, провести проективные графически методы: «Что мне нравится в школе», «Мой учитель», методику ранжирования средовой адаптации (дезадаптации). Написать заключение, рекомендации.

   Тема 2.4. Изучение познавательной сферы.