Рабочая программа учебной дисциплины «Диагностика и коррекция готовности детей в школе и адаптации в 1 классе», страница 5

Основные  понятия: готовность, диагностика, коррекция, практики.

Требования к знаниям.

1.  Иметь представление о задачах, содержании курса.

2.  Знать основные понятия темы.

Тема 1.2. Актуальность проблемы в условиях вариативного образования.

Современные тенденции непрерывного образования: вариативность, дифференцированный и личностно-ориентированный подход к ребенку, о педагогики ЗУН к педагогике развития и др.

Роль педагога-психолога в выборе образовательной  программы  и индивидуального  маршрута. Типы образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Преемственность  ДОУ и школы.

Основные понятия: непрерывное образование, индивидуальный образовательный маршрут, преемственность ДОУ и школы, личностно-ориентированный подход.

Требования к знаниям.

1.  Знать основные понятия темы.

2.  Иметь представление о современных тенденциях системы образования в России.

Требования к умениям.

1.  Уметь составлять конспект первоисточника.

2.  Уметь составлять анкету для родителей о готовности ребенка к школе.

Самостоятельная работа и практические задания студентам.

1.  Законспектировать методическое  письмо «О предшкольной подготовке в России».

2.  Разработать анкету, выявить  социальный заказ родителей по индивидуальному маршруту ребенка, возможности ребенка, его интересы, предложить и обосновать вариант возможного маршрута для ребенка.

Тема 1.3. Особенности детей старшего дошкольного возраста.

Морфофункциональные  и психофизические  особенности как условия психологической зрелости. Исследования Казьминой, Ноткиной, Антроповой, Озерецкого, Войтович и их учет в работе педагога-психолога по подготовке к школе. Развитие познавательных психических процессов и функций: произвольного внимания, образного мышления, логической и механической памяти, познавательного, аффективного, творческого воображения и речи.

Социально-личностное развитие. Механизм предвосхищения. Изменение структур в эмоциональных процессах, их влияние на все сферы личности.

Соподчинение мотивов, их иерархичность, влияние социальных, познавательных мотивов на успешность адаптации в 1 классе.  Самосознание ребенка, специфика его проявления.

Основные понятия: психофизические особенности, социально-личностные особенности, соподчинение мотивов, ведущий мотив, самосознание, творческое воображение.

Тема 1.4.  Некоторые подходы к  проблеме готовности к школе.

Обзор зарубежных исследований по проблеме «школьная зрелость», «готовность к школе», «преемственность»: Г.Гетнер, А.Керн, С.Штребел, Я.Йирасек, Г.Витцлак.  Использование методик Я.Йирсека и Г.Витцлака в практической работе педагога-психолога. Шкалы, обработка. Интерпретация результатов.

Подходы к проблеме готовности к школе в отечественной психологии: Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Н.Г.Салмина, Е.Е.Кравцова, Т.И.Бабаева. Наиболее важные параметра психологической готовности к школе: проявление внутренней позиции ученика, произвольность поведения, сформированность предпосылок учебной деятельности, зрелость форм общения со взрослыми и  сверстниками; сформированность интеллектуальных процессов, достаточный уровень их произвольности, высокий уровень развития речи.

Основные понятия: готовность к школе, психологическая готовность, морфо-функциональная готовность, социально-личностная готовность.

Требования к знаниям.

1.  Иметь представление о некоторых подходах к проблеме готовности к школе в отечественной и зарубежной литературе.

2.  Знать структуру готовности ребенка к школе.

Требования к умениям.

1.  Уметь составлять библиографию по проблеме «Готовность ребенка к школе».

Самостоятельная работа и практические задания студентам.

1.  Составить библиографию по теме «готовность к школе», «Преемственность».

2.  Законспектировать 1 статью.

3.  Написать рецензию на одну из предложенных книг:

- Венгер Л.А.Готов ли ваш ребенок к школе? – М. 2001.

- Безруких М.м. Готов ли ваш ребенок к школе? – М. 2002.

- Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.- М. 2002.

Тема 1.5.  1.6.  Готовность к школе. Методы и методики измерения.