Основные понятия: готовность, диагностика, коррекция, практики.
Требования к знаниям.
1. Иметь представление о задачах, содержании курса.
2. Знать основные понятия темы.
Тема 1.2. Актуальность проблемы в условиях вариативного образования.
Современные тенденции непрерывного образования: вариативность, дифференцированный и личностно-ориентированный подход к ребенку, о педагогики ЗУН к педагогике развития и др.
Роль педагога-психолога в выборе образовательной программы и индивидуального маршрута. Типы образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Преемственность ДОУ и школы.
Основные понятия: непрерывное образование, индивидуальный образовательный маршрут, преемственность ДОУ и школы, личностно-ориентированный подход.
Требования к знаниям.
1. Знать основные понятия темы.
2. Иметь представление о современных тенденциях системы образования в России.
Требования к умениям.
1. Уметь составлять конспект первоисточника.
2. Уметь составлять анкету для родителей о готовности ребенка к школе.
Самостоятельная работа и практические задания студентам.
1. Законспектировать методическое письмо «О предшкольной подготовке в России».
2. Разработать анкету, выявить социальный заказ родителей по индивидуальному маршруту ребенка, возможности ребенка, его интересы, предложить и обосновать вариант возможного маршрута для ребенка.
Тема 1.3. Особенности детей старшего дошкольного возраста.
Морфофункциональные и психофизические особенности как условия психологической зрелости. Исследования Казьминой, Ноткиной, Антроповой, Озерецкого, Войтович и их учет в работе педагога-психолога по подготовке к школе. Развитие познавательных психических процессов и функций: произвольного внимания, образного мышления, логической и механической памяти, познавательного, аффективного, творческого воображения и речи.
Социально-личностное развитие. Механизм предвосхищения. Изменение структур в эмоциональных процессах, их влияние на все сферы личности.
Соподчинение мотивов, их иерархичность, влияние социальных, познавательных мотивов на успешность адаптации в 1 классе. Самосознание ребенка, специфика его проявления.
Основные понятия: психофизические особенности, социально-личностные особенности, соподчинение мотивов, ведущий мотив, самосознание, творческое воображение.
Тема 1.4. Некоторые подходы к проблеме готовности к школе.
Обзор зарубежных исследований по проблеме «школьная зрелость», «готовность к школе», «преемственность»: Г.Гетнер, А.Керн, С.Штребел, Я.Йирасек, Г.Витцлак. Использование методик Я.Йирсека и Г.Витцлака в практической работе педагога-психолога. Шкалы, обработка. Интерпретация результатов.
Подходы к проблеме готовности к школе в отечественной психологии: Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Н.Г.Салмина, Е.Е.Кравцова, Т.И.Бабаева. Наиболее важные параметра психологической готовности к школе: проявление внутренней позиции ученика, произвольность поведения, сформированность предпосылок учебной деятельности, зрелость форм общения со взрослыми и сверстниками; сформированность интеллектуальных процессов, достаточный уровень их произвольности, высокий уровень развития речи.
Основные понятия: готовность к школе, психологическая готовность, морфо-функциональная готовность, социально-личностная готовность.
Требования к знаниям.
1. Иметь представление о некоторых подходах к проблеме готовности к школе в отечественной и зарубежной литературе.
2. Знать структуру готовности ребенка к школе.
Требования к умениям.
1. Уметь составлять библиографию по проблеме «Готовность ребенка к школе».
Самостоятельная работа и практические задания студентам.
1. Составить библиографию по теме «готовность к школе», «Преемственность».
2. Законспектировать 1 статью.
3. Написать рецензию на одну из предложенных книг:
- Венгер Л.А.Готов ли ваш ребенок к школе? – М. 2001.
- Безруких М.м. Готов ли ваш ребенок к школе? – М. 2002.
- Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.- М. 2002.
Тема 1.5. 1.6. Готовность к школе. Методы и методики измерения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.