Рабочая программа учебной дисциплины «Диагностика и коррекция готовности детей в школе и адаптации в 1 классе», страница 7

Особенности работы с медлительными детьми. Причины медлительности: темперамент, особенности воспитания, МНД, переученные левши. Предлагать целесообразное письмо ( а не безотрывное), не добиваться скорости чтения, уменьшить объем заданий, работа с мозаикой, обводками, не фиксировать внимание на темпе деятельности.

Основные понятия: гиперактивность, леворукость, медлительность, мелкая моторика, коррекция, консультирование.

Требования к знаниям.

1.  Иметь представление об особенностях леворуких, медлительных детей и особенностях подготовки их к школе.

Требования к умениям.

1.  Уметь разрабатывать рекомендации для родителей, воспитателей. Педагогов-психологов по работе с леворукими  и медлительными детьми в контексте подготовки их к школе.

Самостоятельная работа и практические задания студентам.

1.  Разработать рекомендации для работы с леворуким ребенком, медлительным, гиперактивным, агрессивным по подготовке к школе (для родителей, воспитателей, психологов), используя литературу: Безруких М.М. Каких детей называть медлительными и отчего им трудно учиться? – М. 2002.   Безруких М.М. Леворукий ребенок и помощь ему в подготовке к школе. М. 2002.   Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М. 1997.

Тема 1.9. Построение коррекционно-развивающей работы.

Учет наиболее типичных трудностей в подготовке детей к школе. Принципы построения коррекционно-развивающей и профилактической работы, предложенные Раттер Т.И.. Дубровиной И.В.: выявление причин трудностей, механизмов проблем, выслушивание и предоставление свободы индивидуальных проявлений, четкое определение цели для ребенка и показ реальных успехов, использовать сочетание методов работы, прогнозирование динамики развития и т.д.

Общая  структура занятий? ритуал приветствия, психологическая разминка, основная часть, рефлексия, домашнее задание, ритуал прощания. Групповые и индивидуальные формы и направления работы по подготовке к школе.

Основные понятия: коррекция, принципы коррекции, профилактика.

Требования к знаниям.

1.  Иметь представление о типичных трудностях и построении работы педагога-психолога по их преодолению.

Требования к умениям.

1.  Уметь составлять конспект коррекционно-развивающего занятия по подготовке детей к школе и проводить его фрагменты в квазиусловиях.

Самостоятельная работа и практические задания студентам.

1.  Составить  конспект коррекционно-развивающего занятия по подготовке к школе.

2.  Провести фрагмент занятия в квазиусловиях.

Тема 1.9.  1.10.   Коррекционно-развивающий программы по подготовке детей к школе, их особенности и потенциал.

Н.Е.Водопьянова «Программа сенсорно-перцептивного развития и подготовки к школе»., А.И.Русанова «Развитие творческой активности и психологическая подготовка детей к школе»,  Дубровина И.В. «Готовность к школе: развивающая программа», И.Шадхан «Год до школы», Реан А.А. «Как подготовить ребенка к школе».

Планирование работы педагога-психолога по подготовке к школе. Разработка коррекционно-развивающей программы, разработка учебно-методических пособий, конспектов занятий.

Основные понятия: программа, принципы построения программы, планирование, коррекция, конспект.

Требования к знаниям.

1.  Иметь представление о коррекционно-развивающих программах по подготовке к школе: А.Т.Русанова,  И.Шадхан,  А.А.Реан.

Требования к умениям.

1.  Уметь устно и письменно анализировать вышеуказанные программы.

2.  Уметь составлять конспект занятия по подготовке детей к школе.

3.  Уметь проводить индивидуальную работу на практике по подготовке ребенка к школе.

Самостоятельная работа и практические задания студентам.

1.  провести структурированный анализ вышеуказанных авторских программ по подготовке к школе (1 на выбор).

2.  Составить 2 конспекта занятий для групповой и индивидуальной  работы с ребенком. Защитить их в квазиусловиях.

3.  Составить план на 2 дня по подготовке к школе.

4.  Задание на практику:  провести систему индивидуальной работы с ребенком по преодолению проблем готовности к школе; организовать 2-3 занятия с детьми по подготовке к школе.

   Тема 2.1. Психологический смысл дифференцированного образования в начальной школе.