Рабочая программа учебной дисциплины «Диагностика и коррекция готовности детей в школе и адаптации в 1 классе», страница 3

Оценка «удовлетворительно»  ставиться, если ответ недостаточно логично выстроен. Студент слабо раскрывает научно-теоретические и методические подходы к проблеме готовности к школе и адаптации в 1 классе, но базовые понятия раскрывает правильно. Выдвигаемые положения декларируются, но не аргументируются, слабо представлены  межтемные и межпредметные связи. Психолого-педагогическая лексика используется ограниченно.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при  неспособности студента правильно раскрыть содержание современных подходов к проблеме готовности к школе и адаптации в 1 классе. Проявляется стремление подменить научное обоснование проблем рассуждением практически-бытового плана. Ответ содержит ряд серьезных неточностей, выводы отсутствуют. Преобладает бытовая  лексика.

Примерный тематический план

для специальности «Организация воспитательной деятельности»

64 часа: 32 часа – «Диагностика и коррекция подготовки к школе»

32 часа – «Диагностика и коррекция адаптации в 1 классе».

пп

Наименование разделов и тем.

Макс.

учебн.

нагр.

Кол-во часов на изучен. тем.

Самост.

работа студ.

Всего

Теорет.

Практ.

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Диагностика и коррекция готовности детей к школе.

43

32

14

18

11

1.

Введение. Задачи, содержание кур-са, литература.

1

1

1

2.

Актуальность проблемы подготов-ки к школе и адаптации в 1 классе в условиях современного вариатив-ного образования.

3

2

2

1

3.

Особенности детей старшего дош-кольного возраста в контексте го-товности к школе:

- морфо-функциональные и психо-физические,

- психологические,

- социально-личностные.

4

3

2

1

1

4.

Некоторые походы к проблеме «готовность к школе», «школьная зрелость», «преемственность» в отечественной и зарубежной тео-рии и практике: Гетнер. Штребл, Керн, Ирасек, Витцлак. Озерецкий, Ноткина, Выготский, Запорожец, Эльконин, Кравцова, Бабаева и др.

5

4

2

2

1

5.

Готовность к школе как сложное структурное образование, структу-ра и компоненты готовности.

3

3

2

1

6.

Методы и методики измерения го-товности. Обзор и анализ совреме-нных методик: Реан, Дощицына, Архипова, Вархотова, Чередникова, Ильина, Парамонова, Каменская и др.

5

4

2

2

1

7.

Комплексные методики определе-ния готовности к обучению в шко-ле, разработанные Головиной, Михайленковой; экспресс-диагнос-тика готовности к школе Е.К.Вар-хотовой; особенности их примене-ния педагогом-психологом: алго-ритм, шкалы, карты.

4

2

2

2

8.

Типичные проблемы в подготовке детей  к школе, особенности рабо-ты с леворукими детьми, медлите-льными, гиперактивными, агрес-сивными, имеющими школьные страхи. Работа с воспитателями, педагогами, родителями.

6

4

2

2

2

9.

Построение коррекционно-развива-ющей, профилактической работы с детьми по подготовке к школе. Групповые и индивидуальные фор-мы работы.

4

3

1

2

1

10.

Корреционно-развивающие прог-раммы по подготовке к школе, их психолого-педагогический потен-цила: Агафоновой, Ларцевой, Реан, Головиной, Водопьяновой, Шадхана.

3

2

-

2

1

11.

Планирование работы педагога-психолога по подготовке детей к школе, подготовка к психолого-педагогичекой практике.

3

2

-

2

1

12.

Зачет по курсу.

2

2

2

Итого:

43

32

13

19

11

Раздел 2. Диагностика и коррекция адаптации и дезадаптации  в  1 классе школы.

43

32

13

19

11

1.

Психологический смысл диффе-ренциации образования в началь-ное школе, сотрудничество педа-гога-психолога с педагогическим коллективом и родителями.

2

2

1

1

2.

Понятие адаптации. периоды, уров-ни. Проявления  школьной дезадап-тации. Прчины, формы. Карточка-профиль первоклассниа.

5

4

2

2

1

3.

Мотивация учения и адаптация в 1 классе. Рисунки, анкеты. Методика ранжирования средовой адаптации.

3

3

1

2

4.

Изучение уровня обучаемости ре-бенка по методике Ивановой и уче-бных навыков по методике Тарасун

4

3

1

2

1

5.

Тревожность и школьные страхи детей начальной школы. Диагно-тика и коррекция.

3

2

1

1

1

6.

Дети с синдромов дефицита вни-мания и проблемы психологичес-кой помощи.

3

2

2

1

7.

Социально и педагогически запу-щенные дети. Комплексная эксп-ресс-диагностика.

3

2

2

1

8.

Помощь социально и педагогичес-ки запущенным детям.

4

3

1

2

1

9.

Программы помощи детям с нару-шениями в эмоциональной сфере, полевой сфере.

5

3

1

2

2

10.

Диагностика и развитие психолого-педагогической компетентности у педагогов и родителей.

6

4

2

2

2

Итого:

43

32

13

19

11