книга на столе –– книга в магазине –– печатный станок –– рулоны бумаги –– целлюлозно-бумажный комбинат –– опилки –– спиленные деревья –– лес.
Цель: Закрепить понятие о веке. Побуждать детей узнавать о прошлом своей семьи. Учить рассказывать о прошедшем событии как о происходящем в данный момент, с позиции стороннего наблюдателя. Фантазирование о будущем, конструирование объекта будущего.
Методы: МШ, МФО, «Данетка».
Предварительная работа: предложить детям расспросить родителей об их детстве.
Ход занятия
Iч.
Ребята, возможно ли человеку оказаться в прошлом? Почему? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть нельзя).
Сегодня я хочу предложить вам путешествие на Машине Времени. А отправимся мы с вами в детство ваших мам и пап. Примерно на двадцать лет назад. Двадцать лет это больше или меньше одного века? Чтобы включить машину времени нам нужно знать код. Для этого угадайте кусочек времени.
Д/и «Данетка».
Машина пущена в ход. Играет космическая музыка. Дети рассказывают эпизоды из детства родителей.
IIч.
А теперь отправимся в будущее.
Дети разгадывают код («Данетка»).
В будущем все будет иначе. Появятся новые автоматы, на улицах будут разъезжать необычные машины. Давайте пофантазируем и представим себе объект будущего (по выбору педагога)[7].
Цель: Познакомить детей с новым свойством времени - относительностью. Дать представление о том, что время связано с движением планет.
Методы: МШ, фантазирование с привлечением волшебника быстрых минут Догоняя и волшебника медленных минут Отставая.
Ход занятия
Iч.
Ребята, что мы знаем о времени? (Оно движется в одну сторону. Оно не может вернуться назад. У него нет начала и конца. Время движется с постоянной скоростью).
Почему время движется с одинаковой скоростью? (Потому, что Земля вращается с одинаковой скоростью).
А если бы Земля вертелась быстрее или медленнее? (То и время бы двигалось быстрее или медленнее).
Мы знаем, что Земля поворачивается вокруг Солнца за один год, а вокруг себя за одни сутки. А если бы она вокруг себя тоже за год поворачивалась, чтобы тогда было? (Сутки длились бы целый год).
А если Земля вокруг Солнца будет за одни сутки круг делать? (Год на Земле будет длиться одни сутки).
Обсуждается проблема приспособления растений, животных и человека к условиям длинных суток и короткого года короткого года.
Сейчас мы фантазировали. Но если бы люди жили на Юпитере, то продолжительность суток и годов у них была бы совершенно другая. Юпитер очень быстро вращается вокруг своей оси, поэтому сутки длятся всего десять часов. А вот год на Юпитере длится 12 земных лет. Продолжительность дня и года у каждой планеты Солнечной системы своя.
Итак, от чего зависит время на планете? (От скорости движения планеты вокруг своей оси и вокруг Солнца).
В природе существуют бабочки, которые живут всего один день. Их так и называют бабочки-однодневки. Как вы думаете время для бабочки движется быстрее или медленнее чем для человека? Длинной или короткой ощущает свою жизнь сама бабочка? Ведь за одни сутки она успевает родиться, вырасти, отложить яички. За один день для бабочки проходит целая жизнь.
После непродолжительной беседы педагог подводит детей к мысли о том, что время относительно, и воспринимается организмами разных биологических классов по-разному.
II ч.
А сейчас я хочу познакомить вас с двумя волшебниками. С Догоняем, он убыстряет время, и Отставаем, который замедляет время. Представим себе, что мы засеяли огород, и тут появился волшебник быстрых минут Догоняй. Что произошло в саду? (Все стало расти не по дням, а по часам).
Что в этом хорошего и что плохого?
В каких сказках встречается нам Догоняй? Д: «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина, «Петух и жерновки».
У Догоняя есть родной брат – Отставай. Это волшебник медленных минут. Там, где Отставай, время идет очень медленно. Представьте себе, что пока вы спали ночью, прошло много лет, а для вас - всего одна ночь. Что вы увидите, когда проснетесь?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.