В последнее десятилетие история прочно входит в программу начальной школы. Поэтому нам кажется целесообразным знакомить детей с историей человечества не от случая к случаю, освещая некоторые события по выбору воспитателя или приуроченные к календарной дате, а систематически, показав развитие человека от первобытного до современного. Мы опираемся на общепринятое хронологическое деление исторического времени: первобытнообщинное время, древнее время, средние века, новое время, современное время.
Изучая астрономическое время, мы уже сформировали у детей понятия «прошлое», «настоящее», «будущее». Развить эти понятия и продолжить формировать представление о непрерывности времени в полной мере позволяет знакомство с историческим временем. Мы даем детям не просто информацию о прошлом, а вовлекаем их в интереснейший процесс познания.
Однако великий педагог современности В. А. Сухомлинский предостерегал: «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний… под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Поэтому мы не учим историю, мы в нее играем. Разработана система дидактических игр, основанных на методах ОТСМ, ТРИЗ и РТВ. Дети погружаются в прошлое, отправляясь в путешествие на Машине Времени. Ребята видят мир глазами человека иного времени. Они представляют себя первобытным человеком и решают проблему питания, жилья, защиты от диких животных, непогоды. Во время других путешествий дети изобретают телескоп, воздушный шар, покоряют космическое пространство.
Хочется надеяться, что представленное на суд коллег пособие вызовет интерес и будет использовано воспитателями детских садов в их работе.
Автор благодарит Мусенову Н. Г., отличника просвещения РФ, учителя-методиста, учителя истории высшей категории, за помощь в работе над темой «Историческое время».
Владимирова Т.
В.
Цель: Формировать у детей представление о времени как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств. Побуждать искать «следы» времени. Учить детей называть разные «кусочки» времени.
Методы: МШ, д/и «Я возьму тебя в космический полет».
Предварительная работа: Рассматривание картин, отображающих разные периоды жизни человека (от ребенка до старика), жизни растений, смену времен года, частей суток и т. д., игры типа «Когда это бывает?», рассматривание старинных предметов и их изображений на фотографиях и картинах. Посещение музея.
Ход занятия
Ребята, сегодня мы начинаем большой разговор о времени. Кто может сказать, что такое время?
Можем мы увидеть время? А пощупать, понюхать, услышать, попробовать на вкус?
Значит, время - невидимка? Но даже в сказках невидимка оставляет следы. Давайте попробуем их поискать.
Где мы можем увидеть следы времени? Что нам подсказывает, что прошло какое-то время? (Седина – след времени, времена года оставляют следы, старинные вещи – след времени). Значит, мы можем увидеть следы времени, хотя само время невидимо.
Мы можем потрогать руками следы времени? (Листья на деревьях весной и осенью; руки мамы и бабушки и т.д.).
Оставляет ли время звучащие следы? (Днем машины шумят, телевизор работает, радио, люди разговаривают, а ночью - тишина. Летом в лесу птицы поют, а зимой - нет, они улетают. У детей голос тонкий, а у взрослых — другой).
Понюхаем следы времени, что мы чувствуем? (Цветок распустился, пахнет, значит, время прошло. Запах испорченных продуктов).
А на вкус можно следы времени попробовать? (Вкус испорченных продуктов отличается от свежих).
Значит, время не такое уж невидимое? Сделаем вывод на чем время оставляет следы? (На объектах природного и рукотворного мира).
Можно ли время посчитать? Как? Что мы считаем, говоря о времени? (Часы, минуты, секунды, дни, недели, месяцы, годы и т.д).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.