Еще с древних времен человечество пыталось определить что такое «время». Лишь с ХХ века под влиянием общей теории относительности, время понимается как четвертое измерение, главное отличие которого от первых трех (пространство) заключается в том, что время необратимо. Время не существует само по себе, вне материальных измерений. Точно также и материальные системы не могут существовать вне времени, то есть время – это одна из форм существования бесконечно развивающейся материи, последовательная смена ее явлений и состояний.
Уже с трех- четырехлетнего возраста дети начинают осознавать то, что они живут во времени. Они привыкают к последовательности событий, повторяющихся ежедневно, и инстинктивно чувствуют, когда наступает время еды или сна.
Перед воспитателями встает задача ознакомления детей со временем. Типовые программы, на наш взгляд, решают эту задачу не в полной мере. Так, например, «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой рекомендует учить детей старшей группы последовательно называть дни недели, дать представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; а в подготовительной группе – закреплять представления детей о последовательности дней недели. примерно те же задачи ставят перед воспитателями программы «Развитие», «Радуга», «Детство». На наш взгляд эту проблему нужно решать более широко. Поэтому и возникла идея создать комплекс занятий по ознакомлению детей со временем и его свойствами.
Изучение времени и его свойств мы разделили на три цикла: астрономическое время, историческое время (Владимирова Т. В). и доисторическое время (Андриянова Т. Н)..
Астрономическое время
Планомерная работа по ознакомлению со свойствами времени начинается в старшей группе со второго полугодия. Мы поставили перед собой цель сформировать у детей представление о времени как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств. Как мы ощущаем время? Можем мы время увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус? Нет. Время – невидимка? Если это так, тогда попытаемся найти его следы. Мы их видим: седина человека, сезонные изменения природы, смена дня и ночи, старинные предметы и т.д., и т.п. Мы слышим следы времени: ночные и дневные звуки, по-разному поют птицы весной и летом, возрастные изменения голоса у людей. Мы трогаем следы времени: кожа ребенка и бабушки, листья деревьев весной и осенью и т.д. Нюхаем и пробуем на вкус: кислое молоко, например. Таким образом, время-невивидимка оставляет следы на объектах природного и рукотворного миров.
А далее мы подводим детей к тому, что время можно измерить. И измеряется оно не только секундами, минутами, часами, но и более крупными единицами. Это эталоны календарного времени, части суток, периоды природного, или фенологического, времени. В словарь детей вводится понятие «кусочек времени»[1].
Знакомя детей со свойствами времени, мы в первую очередь формируем понятия однонаправленности и необратимости. Это наиболее очевидные свойства времени, которые легко воспринимаются детьми. Мы систематизируем знания детей о сутках, временах года, даем количественную характеристику мер времени, формируем представления о временных отношениях в пределах суток и года. Здесь мы, пожалуй, впервые говорим о том, что Солнце – «хозяин времени», что смена «кусочков времени» зависит от вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Подходим мы к этому с помощью метода морфоанализа[2]. Этот метод позволяет показать вариативность любых процессов. Так, нахождение на небосводе Луны и Солнца мы прослеживаем с помощью морфологической таблицы.[3]
Сам процесс смены частей суток и времен года мы объясняем с помощью модели, выполненной из глобуса и настольной лампы. Затем дети создают модели вращения Земли с помощью предметов-заместителей. Знакомство с часами как прибором, фиксирующем время, осуществляется с помощью системного оператора.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.