Путешествие во времени: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с астрономическим, доисторическим и историческим временем, страница 10

А где встречается Отставай? (В сказке «Карлик Нос», в мультфильме «Мама для Мамонтенка»).

Вот мы и познакомились еще с двумя волшебниками времени. И я попрошу вас в группе нарисовать их портреты.

Занятие 11

Тысячелетие. Шкала времени

Цель: Сформировать понятие о тысячелетии. Познакомить со шкалой времени. Дать представление о непрерывности и бесконечности времени. Фантазирование на основе разрушения признака непрерывности времени.

Методы: МШ, шкала времени, волшебник, останавливающий время - Замри.

Материалы и оборудование: матрешки-символы: Сутки, Неделя, Месяц, Год, Век; шкала времени.

Ход занятия

Iч.

Ребята, давайте еще раз вспомним всех матрешек, которых мы с вами придумали. (Сутки - неделя - месяц - год - век).

Семь суток объединяются в неделю, четыре недели превращаются в месяц, двенадцать месяцев составляют год, сто лет объединяются в век. Не видите ли вы здесь какой-либо закономерности? (Века тоже во что-то объединяются).

Сейчас мы выясним, во что объединяются века? В каком веке мы живем? (XXI). Сейчас 2005 год. Значит, XXI веку всего пять лет. А вы родились в 1998 году, то есть в XX веке. А теперь вслушайтесь: одна тысяча девятьсот девяносто восьмой год и две тысячи пятый год. Что общего у этих двух чисел? (Тысяча). сколько тысяч у первого числа? (Одна). У второго? (Две). Первое число обозначает одно тысячелетие и еще 998 лет, а второе число – два тысячелетия и еще пять лет. Пройдет еще 995 лет и наступит новое тысячелетие, третье. Вот мы и узнали имя нашей следующей матрешки – Тысячелетие. А теперь вспомним, какое общее название мы дали нашей матрешке? (Календарная матрешка).

Почему календарная? (Потому, что в календаре можно узнать день, неделю, месяц, год).

А есть такие календари, где век и тысячелетие отмечены.

II ч.

Для чего нам нужен календарь? (Чтобы считать кусочки времени).

Еще с помощью чего мы можем считать кусочки времени, и какие это кусочки? (Часы считают секунды, минуты, часы).

Эти кусочки больше или меньше календарных? (Меньше).

Какие отношения между часовыми кусочками времени? (Секунда меньше минуты, минута меньше часа).

Это тоже матрешка. Часовая. Может она объединиться с календарной. У нас получилась матрешка времени.

А теперь я хочу показать вам вот эту схему. Это шкала времени. Что такое шкала? (Во всех приборах есть шкала).

Шкала времени

На нашей шкале я разметила кусочки времени. Какой самый маленький кусочек, который мы знаем? (Секунда).

Вот он, в начале шкалы. А самый большой, известный нам? (Тысячелетие).

Он в конце шкалы.

В любом приборе у шкалы есть начало и конец. Существует кусочек времени меньше секунды? (Миг, мгновение).

Конечно, только ученые каждому мгновению дали свои названия. Значит, меньше секунды может быть кусочек времени, и еще меньше может быть, и еще меньше. Есть начало у шкалы? (Нет).

Вот поэтому начало шкалы на схеме мы обозначили пунктирной линией. А конец есть? (Нет).

Почему? (Тысячелетия  тоже должны во что-то объединяться).

Конечно. Тысячелетия объединяются в миллионы, миллионы в миллиарды лет и так без конца.

Д/и «что больше?»

III ч.

Стрелки часов непрерывно отсчитывают время. Если вдруг остановятся все часы мира, время остановится? (Нет. Часы – это только прибор, отсчитывающий время).

Я хочу познакомить вас с волшебником, который может останавливать время – Замираем. Да вы с ним уже знакомы. Вспомните Питера Пэна. Этот мальчик не растет, его заколдовал Замри. В каких сказках герои заколдованы Замираем? (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Снежная Королева, Мэри Поппинс, Дед Мороз, Снегурочка).

А теперь представим, что Замри коснулся вас, и вы перестали расти. Что с вами будет?

Дети обсуждают проблему остановки времени для объекта живой природы.

Занятие 12

Путешествие в страну времени

Материал к итоговому занятию-развлечению

Здравствуйте, друзья!

Мы очень рады пригласить вас в удивительное путешествие в Страну Времени. Как мы туда попадем? Очень просто. Нам поможет сказка.

Давным-давно жили-были король и королева. Очень долго у них не было детей. И вот королева родила дочь.