Путешествие во времени: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с астрономическим, доисторическим и историческим временем, страница 6

Что хорошего в наших часах? А что плохого?

Давайте заглянем в будущее и посмотрим, как можно улучшить наши часы. (Исходя из отрицательных свойств, которые назвали дети, с помощью приемов РТВ моделируем часы будущего).

III ч.

Итак, часы - прибор, который показывает время. С помощью чего? (С помощью стрелок).

Стрелки всегда в одну сторону движутся? Почему? (Потому, что время движется всегда в одну сторону).

Нас посетил волшебник Наоборот. Он заколдовал наши часы и время в нашей группе. Что происходит? (Дети фантазируют по принципу киноленты, пущенной назад. Обсуждается что хорошего и что плохого в том, что время движется назад).

Занятие 4

Времена года

Цель: Продолжать формировать понятие об однонаправленности времени. Систематизировать знания о смене времен года. Продолжать формировать представление о временных отношениях (в пределах года). Фантазирование на основе разрушения признака однонаправленности времени.

Методы: МШ, МА, моделирование, элементы РТВ, волшебник «Путаник», д/и «Данетка», «Путаница».

Материалы и оборудование: глобус, настольная лампа, МТ, карточки-символы объектов рукотворного и природного миров, времен года.

Предварительная работа: Продолжить знакомство с глобусом, найти экватор, полюса, полушария. Определить в каком полушарии мы живем.

Ход занятия

Iч.

Ребята, сегодня на наших волшебных дорожках яблоня и телевизор. Давайте посмотрим, что с ними происходит в разные времена года

Работа по МТ.

¾

+

+

+

Зима

Весна

Лето

Осень

Делаем вывод, что смена времен года влияет только на объекты природного мира.

Д/и  «Данетка» на загаданное время года.

IIч.

Всегда ли после зимы приходит весна, а потом лето и осень?

Может ли после весны опять придти зима? Почему? (Потому, что время движется в одном направлении, в одну сторону).

Почему же такая четкая смена времен года? Давайте посмотрим на линии Земли. Как называется линия, которая делит Землю на две половинки? (Экватор).

Как называются эти половинки? (Северное и южное полушария).

В каком полушарии мы живем?

Построим модель Солнечной системы. Земля вращается не только вокруг себя, но и вокруг Солнца. Давайте посмотрим, что при этом происходит.

Работа по МТ одновременно с демонстрацией модели вращения Земли.

Дети следят за движением модели и анализируют.

Южное полушарие

Лето

Осень

3има

Весна

Северное полушарие

3има

Весна

Лето

Осень

Итак, Земля делает полный круг, и за этот период сменяются все времена года. Проходит год.

III ч.

Мы уже знаем, что время всегда движется в одну сторону. Но сегодня я хочу вас познакомить с волшебником Путаником. Очень любит этот волшебник перепутывать время. Но может быть вы уже знакомы с этим волшебником? В какой сказке перепутались все времена года? («12 месяцев»).

Следует краткий пересказ отдельных отрывков сказки.

Хорошо это или плохо, когда приходит Путаник?

Д/и «Хорошо – плохо».

Д/и «Путаница».


Занятие  5.

Календарная матрешка

Цель: Систематизировать знания о сутках, неделе, месяце. Уточнить отношения между этими «кусочками» времени. Сформировать понятие о последовательности времени. Показать связь фенологического и календарного времени.

Методы: МШ,  д/и «Назови соседей», «Найди пару» и др.

Материалы и оборудование: матрешки-символы: Сутки, Неделя, Месяц; карточки-вагончики «Фазы Луны».

Ход занятия

Сегодня мы с вами начинаем собирать матрешку. Но не простую, а временную. А когда мы ее соберем, дадим ей имя. А пока мы не знаем как ее зовут. Это секрет, который нам предстоит раскрыть. Итак, самую маленькую матрешку зовут СУТКИ.

Д/игры «Я возьму тебя с собой, если ты назовешь часть суток», «Назови соседей», «Поезд времени» (на выбор).

Что происходит, когда кончаются одни сутки? (Начинаются следующие).