Да, время движется вперед. Прошли одни сутки, затем вторые, третьи, четвертые, пятые, шестые, седьмые. Что это значит? (Прошла неделя).
Нашу вторую матрешку зовут НЕДЕЛЯ. Что больше: неделя или сутки?
Д/игра (одна из вышеперечисленных).
А теперь посмотрим на ночное небо. Что мы видим? (Луну, звезды).
Луна на небе всегда одинаковая?
Если мы составим поезд времени для Луны, то вагончики будут вот такие: от маленького серпа до полукруга, от полукруга – до полного круга, от круга – вновь к форме полукруга, от полукруга вновь к форме серпа. На каждую из этих фаз падает одна неделя. А четыре недели объединяются в месяц. Итак, третья матрешка называется МЕСЯЦ.
Сколько времен года вы знаете? (Четыре).
Но мы знаем, что у каждого времени года бывает ранняя пора, середина, и поздняя пора. Каждому времени года соответствуют свои месяцы.
Д/и «Найди пару».
Цель: Уточнить знания детей о годе, как временном этапе. Продолжать формировать понятие об однонаправленности и необратимости времени. Фантазирование на основе разрушения признака необратимости времени.
Методы: МШ.
Материалы и оборудование: матрешки-символы: Сутки, Неделя, Месяц, Год; карточки-символы кусочков времени для д/и «Больше-меньше по продолжительности»
Ход занятия
Когда приходит Новый год? (1 января).
А что будет после 1 января? (2 января, 3 января).
А что будет, когда кончится январь? (Наступит февраль, а потом март).
То есть, месяц сменяется месяцем. И так сколько месяцев? (Двенадцать).
Опять наступает январь. Что это значит? (Прошел год).
Вот мы и узнали имя нашей следующей матрешки: ГОД.
Далее воспитатель предлагает назвать месяцы года. Проводит д/игры «Назови соседей», «Больше – меньше по продолжительности», «Определи отношение».
Мы говорили, что время необратимо. Что это значит? (Время нельзя назад повернуть).
Это правильно. Но немного обидно. Бывает, обидишь человека зря, вернул бы время назад, не стал бы обижать, а прожил бы этот кусочек времени по-другому. А нельзя. Как же тогда быть? Нам может помочь волшебник времени Наоборот.
Что случится с человеком, если до него дотронется Наоборот? (Он станет расти наоборот. Например, старушка станет женщиной, потом -девочкой, потом - малышкой).
А с деревом что случится? Вот с этой березой за окном? (У нее появятся желтые листочки, потом они станут зеленые, потом листочки превратятся в почки, потом опять появятся желтые листья. Береза будет все меньше и меньше и превратится в зернышко).
Цель: Дать представление о том, что календарь - это система счета больших промежутков времени, а также - справочное издание, содержащее перечень чисел, дней недели и месяцев года. Сформировать понятие о взаимосвязи календарного и фенологического (природного) времени.
Методы: МШ, МТ, решение противоречий.
Предварительная работа: Знакомство с календарями древних людей, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, посещение музея.
Ход занятия
Iч.
Как мы узнаем, какой сегодня день, месяц, год? (По календарю).
Что такое календарь? (Дети дают самые разнообразные ответы).
Не будем спорить, а подумаем, у самого древнего человека был календарь?
Человек в древности был очень наблюдательным. Он заметил, что, когда начинается день, солнце всходит с одной стороны, а вечером заходит с другой. И так повторяется изо дня в день. Человек стал считать дни. Как он это делал? (На камне или дереве делал заметки. Камни складывал на какой-нибудь поляне. На веревочке узелки завязывал, или бусы делал).
Человек еще не знал, что Земля вращается вокруг себя и вокруг Солнца, но он заметил, что смена времен года происходит все время одинаково. Тогда человек перестал считать дни, а стал составлять календарь – таблицу на месяц вперед и даже на год. Он делал насечки на камне или глиняной дощечке. А потом ученые придумали таблицы, по которым можно узнать, каким днем недели будет любое число любого месяца или года. Такие таблицы называются вечными календарями. Современный человек научился печатать календари на бумаге, создал электронные календари.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.