Молодцы ребята, все знаете. Вы говорили о том, что у рыбы внутри есть скелет – позвоночник. Рыбы – это первые позвоночные, отметим это на карточке – схеме (Отмечают). А знаете ли вы, откуда появились рыбы, как они развивались в течение веков. Вот я вам сейчас расскажу.
Воспитатель показывает несколько иллюстраций по очереди, сопровождая их рассказом. Первая иллюстрация – рыбообразные существа, панцирокожие, вторая иллюстрация – рыбы, похожие на современных, третья иллюстрация – пересохшие реки и озера, четвертая иллюстрация – рыба, переползающая от одной лужи к другой. (Информацию смотри в энциклопедии «Доисторическая жизнь»).
От этих рыб и произошли более развитые животные, но о них мы узнаем на следующем занятии. А сейчас давайте поиграем в игру «Поезд времени».
Д/и «Поезд времени»
Цель: Формировать умение детей определять линию развития объекта.
Материал: карточки с изображением эпох
Ход: Детям в руки дают карточки с изображением эпох и предлагают выстроить «Поезд времени». Игру начинают с трех эпох: возникновение Земли, беспозвоночные, рыбы. Далее количество эпох увеличивается за счет изучения новых (земноводные, рептилии, млекопитающие).
Цель: Развивать умение делать умозаключения, основываясь на словесном описании. Систематизировать знания о рептилиях, земноводных, учить видеть сходство и различия. Развести понятия хищники и травоядные. Закрепить знания о способах защиты и приспособления. Закрепить названия изученных эпох.
Методы: СО, МТ, игра «Хищники и травоядные», лепка «Пастбище динозавров», работа с карточками – схемами.
Предварительная работа: беседа о земноводных и рептилиях, игра «Найди и объясни».
Ход занятия
1 часть: Ребята, о ком я сказала: «У них тонкая кожа, нет волосяного покрова, они хладнокровные, позвоночные, откладывают икру в воду».
Верно. (Показывает карточку - схему). Я говорила о земноводных, которые развились от рыб и некоторое время господствовали на планете с ее влажным климатом. Это была их эпоха. Но климат менялся, он стал сухим, и многие болота пересохли. Могли ли земноводные теперь жить?
Правильно, на смену земноводным пришла более развитая группа хладнокровных. Какая? (Рептилии).
Верно. Кто скажет о них так, как я сказала о земноводных? (показывается карточка – схема рептилии и дети рассказывают об основных признаках).
2 часть: СО «рептилия», «земноводное». Идет сравнительный анализ по следующим моментам:
Внешний вид (связать с жизнедеятельностью).
Место обитания.
Части тела.
Стадии развития.
На основе сравнения выделить более развитую группу.
Наступила эпоха динозавров. Она длилась много миллионов лет. Среди динозавров выделялись две группы: хищники и травоядные. Как вы думаете, чем питались хищники, как они выглядели? Да, острые зубы, сильные ноги, большие когти – это признаки хищников. А что вы скажете о травоядных? (дети рассказывают о травоядных).
А теперь давайте поиграем в игру «Хищники и травоядные»
Д/и «Хищники и травоядные»
Цель: Закрепить умение детей определять отличительные особенности внешнего вида хищников и травоядных.
Материал: плакат с изображением динозавров
Ход: Перед детьми плакат, на котором изображены различные динозавры. Дети выбирают любого и пытаются по внешнему виду определить хищник он или травоядный. Обязательно аргументировать свой ответ.
Физкультминутку проводят дети.
Да, ребята, хищники были страшны, и травоядным приходилось несладко, но природа дала им много средств защиты и приспособления к окружающей среде (рассматриваются и обсуждаются различные виды защиты и приспособлений на МТ)
Схема «динозавр» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Роговые пластины |
Ноздри на голове |
Роговые наросты |
Длинные когти |
Сильный хвост |
Яркая окраска |
3 часть: Лепка «Пастбища динозавров»
Лепка «Пастбища динозавров».
Материал: картон, пластилин.
Ход: предложить детям слепить любых динозавров и установить их на пастбище.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.