47. Худяков Д. С. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1989
48. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / пер. К. Мишиной, А. Зыковой. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.
49. Чумиков А. Как течет река времени: Что говорит о пространстве-времени физика, история, а также мифы и легенды. // Новый Акрополь. – 1998, №1 – с. 63 – 65.
50. Шур Я.И. Когда? Рассказы о календаре. — М.: Детгиз, 1958.
51. Эдмондс. У. Большая книга про время / пер. с англ. О. Алякринский/. – ЗАО «Скорпион», 1996.
52. Юбелакер Э. Время / пер. с нем. Г. И. Гаева/. – Слово / Slovo, 1994, 1998
Приложение 1 Классификация «кусочков времени»
Приложение 2
Картотека дидактических игр по формированию временных представлений
Я возьму тебя в космический полет.
Цель: Учить ребенка называть разные «кусочки времени» (временные эталоны)., ввести в активный словарь детей названия временных эталонов.
Игровое действие: занять места в ракете
Игровое правило: в ракету садится тот, кто назвал «кусочек времени»
Ход игры
Воспитатель: Я возьму тебя в космический полет, если ты назовешь кусочек времени.
Дети (по очереди): Весна.
Час.
Минута.
День.
Вечер.
Месяц.
Неделя.
и т.д.
Назови соседей.
Цель: формировать осознание последовательности временных отрезков одного звена системы временных эталонов. Закрепить умение определять по моделям временные отрезки, стоящие перед или следующие за называемым. Ввести в активный словарь детей названия времен года (ранняя весна, поздняя осень, середина зимы и т.д)., названия исторических эпох.
Игровое действие: выстроить цепочку из трех карточек.
Игровое правило: первое звено цепочки – то, что было до заданного ведущим, последнее - то, что будет после.
Материал: карточки-символы «кусочков времени».
Ход игры
Ведущий объявляет «кусочек времени», ребенок называет предыдущий и последующий «кусочек», подбирает карточки и выстраивает цепочку.
Например: Соседи утра – цепочка из карточек ночь, утро, полдень.
Соседи ранней весны – цепочка из карточек конец зимы, ранняя весна, середина весны.
Соседи исторического времени «средние века» – цепочка из карточек древний мир, средние века, новое время.
Путаница.
Цель: формировать осознание последовательности и однонаправленности временных отрезков одного звена системы временных эталонов. Продолжать вводить в активный словарь детей названия времен года (ранняя весна, поздняя осень, середина зимы и т.д)., названия исторических эпох.
Игровое действие: расставить карточки по порядку
Игровое правило: составлять цепочку карточек в соответствии с последовательностью смены временных отрезков.
Материал: карточки с изображением времен года, частей суток, исторических эпох.
Ход игры
Ведущий расставляет карточки с изображением или схемой единиц временных эталонов (например, времена года), намеренно допуская ошибки. Дети исправляют ошибки, восстанавливая порядок.
Что лишнее.
Цель: овладение детьми качественной характеристикой временных эталонов. Умение выделять кусочки времени одного звена системы временных эталонов, обосновывать свой выбор в развернутом самостоятельном высказывании. Побуждение детей к использованию предложений со сложноподчиненной связью.
Игровое действие: ребенок, правильно выполнивший задание, становится ведущим.
Игровое правило: в перечне временных эталонов должен быть только один лишний кусочек времени.
Ход игры
Ведущий называет кусочки времени какого-либо звена системы временных эталонов, включая один кусочек из другого звена. Задача детей найти лишнее.
Например:
Ведущий: ночь, день, апрель, утро, полдень.
Ребенок: апрель, потому что это название месяца, а все остальные «кусочки времени» – названия частей суток.
Волшебное кольцо (Луллия).
Цель: овладение детьми качественной характеристикой временных эталонов. Умение выделять кусочки времени одного звена системы временных эталонов. Побуждение детей к самостоятельным рассуждениям.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.