Путешествие во времени: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с астрономическим, доисторическим и историческим временем, страница 25

47.  Худяков Д. С. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1989

48.  Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / пер. К. Мишиной, А. Зыковой. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.

49.  Чумиков А. Как течет река времени: Что говорит о пространстве-времени физика, история, а также мифы и легенды. // Новый Акрополь. – 1998, №1 – с. 63 – 65. 

50.  Шур Я.И. Когда? Рассказы о календаре. — М.: Детгиз, 1958.

51.  Эдмондс. У. Большая книга про время / пер. с англ. О. Алякринский/. – ЗАО «Скорпион», 1996.

52.  Юбелакер Э. Время / пер. с нем. Г. И. Гаева/. – Слово / Slovo, 1994, 1998


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Классификация «кусочков времени»


Приложение 2

Картотека дидактических игр по формированию временных представлений

Я возьму тебя в космический полет.

Цель: Учить ребенка называть разные «кусочки времени» (временные эталоны)., ввести в активный словарь детей названия временных эталонов.

Игровое действие: занять места в ракете

Игровое правило: в ракету садится тот, кто назвал «кусочек времени»

Ход игры

Воспитатель:         Я возьму тебя в космический полет, если ты назовешь кусочек времени.

Дети (по очереди): Весна.

Час.

Минута.

День.

Вечер.

Месяц.

Неделя.

и т.д.

Назови соседей.

Цель: формировать осознание последовательности временных отрезков одного звена системы временных эталонов. Закрепить умение определять по моделям временные отрезки, стоящие перед или следующие за называемым. Ввести в активный словарь детей названия времен года (ранняя весна, поздняя осень, середина зимы и т.д)., названия исторических эпох.

Игровое действие: выстроить цепочку из трех карточек.

Игровое правило: первое звено цепочки – то, что было до заданного ведущим, последнее -  то, что будет после.

Материал:  карточки-символы «кусочков времени».

Ход игры

Ведущий объявляет «кусочек времени», ребенок называет предыдущий и последующий «кусочек», подбирает карточки и выстраивает цепочку. 

Например: Соседи утра – цепочка из карточек ночь, утро, полдень.

Соседи ранней весны – цепочка из карточек конец зимы, ранняя весна, середина весны.

Соседи исторического времени «средние века» – цепочка из карточек древний мир, средние века, новое время.


Путаница.

Цель: формировать осознание последовательности и однонаправленности временных отрезков одного звена системы временных эталонов. Продолжать вводить в активный словарь детей названия времен года (ранняя весна, поздняя осень, середина зимы и т.д)., названия исторических эпох.

Игровое действие: расставить карточки по порядку

Игровое правило: составлять цепочку карточек в соответствии с последовательностью смены временных отрезков.

Материал: карточки с изображением времен года, частей суток, исторических эпох.

Ход игры

Ведущий расставляет карточки с изображением или схемой единиц временных эталонов (например, времена года), намеренно допуская ошибки. Дети исправляют ошибки, восстанавливая порядок.

Что лишнее.

Цель: овладение детьми качественной характеристикой временных эталонов. Умение выделять кусочки времени одного звена системы временных эталонов, обосновывать свой выбор в развернутом самостоятельном высказывании. Побуждение детей к использованию предложений со сложноподчиненной связью.

Игровое действие: ребенок, правильно выполнивший задание, становится ведущим.

Игровое правило: в перечне временных эталонов должен быть только один лишний кусочек времени.

Ход игры

Ведущий называет кусочки времени какого-либо звена системы временных эталонов, включая один кусочек из другого звена. Задача детей найти лишнее.

Например:

Ведущий: ночь, день, апрель, утро, полдень.

Ребенок: апрель, потому что это название месяца, а все остальные «кусочки времени» – названия частей суток.

Волшебное кольцо (Луллия).

Цель: овладение детьми качественной характеристикой временных эталонов. Умение выделять кусочки времени одного звена системы временных эталонов. Побуждение детей к самостоятельным рассуждениям.