Мы раскопали остатки деревянных стен. (Дома были деревянными, поселение было окружено оградой из бревен).
Вместе с археологами мы нашли много украшений, мечей, копий, молот и наковальню. Очевидно, что здесь жили ремесленники-ювелиры и кузнецы. И кто знает, какая бы судьба была у этого поселка, если бы не интересная история, которая произошла с князем Владимирским Юрием Долгоруким.
«Однажды проезжал князь селение Кучково, что стояло у оживленной торговой дороги. Понравилось князю красивое место, решил он передохнуть с дороги. Однако богатый боярин Степан Кучка, в доме которого хотел остановиться Юрий, видимо был не в духе, отказался он свои хоромы князю открывать. Не на шутку разгневался князь. Приказал Юрий Долгорукий боярина Кучку из земли владимирской выгнать, а селение переименовать в честь реки. Вот так на высоком обрыве между берегом реки Москвы и устьем маленькой речки Неглинки в XII веке родился новый город.
Пройдет всего сто лет, и владения Москвы увеличатся в тридцать раз. А еще через сто лет название этого города узнают во многих странах, так как для каждого человека Москва и Русь отныне станут означать одно и то же». [8]
В каком веке мы живем? (В XXI). А Москва когда родилась? (В XII). Давайте посмотрим на числовой ряд от 1 до 21. Где в этом ряду находится число 12? (Примерно в середине). XII век – середина нашей истории. Поэтому мы говорим о времени, которое называется «средние века».
Цель: сформировать представление о Новом Времени – времени прогресса, дать понятие о том, что история человечества не стоит на месте и великие открытия дают начало новым историческим эпохам. Ввести в словарь детей слова паровая машина, тепловоз, электровоз.
Методы: беседа, д/и «Поезд времени», МА.
Оборудование: карточки с изображением колеса, колесницы, кареты, паровоза, тепловоза, электровоза, современного скоростного поезда.
Предварительная работа: посещение библиотеки, чтение книг о великих открытиях человечества.
Ход занятия
Воспитатель раздает детям карточки и предлагает построить поезд времени для транспорта. А теперь разместим эти карточки на ленте времени.
Колесо – первобытное время.
Колесница – древнее время.
Карета – средние века.
Куда мы поместим паровоз? Давайте разберемся. Что такое паровоз? (Это средство передвижения). Почему он едет?
Сравним колесницу, телегу, карету и паровоз.
Работа с морфотаблицей.[9]
Колесница |
+ |
Любая |
Лошадь |
Телега |
+ |
Любая |
Лошадь, вол, осел |
Карета |
+ |
Любая |
Лошадь |
Паровоз |
+ |
Рельсы |
Двигатель |
Колеса |
Дорога |
Кто везет |
Что нового появилось у паровоза по сравнению с другими средствами передвижения? (паровоз едет по железной дороге, у него есть паровая машина, которая приводит в движение двигатель).
А как действует паровая машина? (в топке горит уголь, вода в котле нагревается, превращается в пар, пар с силой вырывается из котла и заставляет машину работать).
А где еще использовались паровые машины? (в пароходах, на фабриках они приводили в движение разные механизмы).
Были паровые машины в древнее время? (нет). В средние века? (нет). Значит паровая машина стала совершенно новым изобретением. Как вы думаете, изменилась жизнь людей после ее появления? Как? (на фабриках стали делать больше товаров, паровозы и пароходы стали быстрее перевозить грузы, почту. Стало можно перевозить продукты на большие расстояния, и они не портились, потому что паровозы ездили быстрее, чем кареты и телеги).
Время, которое наступило после изобретения паровой машины, отличается от эпохи средних веков? (да). Наступило совершенно новое время. Ученые так и назвали эту эпоху – Новое Время.
Давайте откроем на ленте времени окошечко Нового Времени и поместим туда паровоз. И запомним, что паровая машина – это символ нового времени. В это время люди сделали очень много изобретений, связанных не только с паровой машиной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.