В конце занятия рефлексия.
Цель: Расширять знания о доисторических рептилиях, особенностях обитания, о группе морских хищников. Привести знания об эпохах в систему.
Методы: игра «Поезд времени», вопросы поискового характера, СО, изготовление плиозавра из ткани, показ иллюстраций.
Предварительная работа: рассматривание открыток «Из глубины веков», посещение краеведческого музея.
Ход занятия
1 часть: Игра «Поезд времени».
А теперь, ребята, отгадайте загадку (любая загадка о дельфине). Правильно. Сегодня мы поговорим о том, от каких животных произошли дельфины, киты и другие обители морей. Посмотрите на эту иллюстрацию, на кого похоже это животное (ихтиозавр)?
Верно, это и есть предок дельфина - ихтиозавр. Как вы считаете, это животное хорошо плавало? Почему вы так решили?
У ихтиозавра было огромное количество острых зубов, а питался он более мелкими существами.
А вот и следующее морское чудовище того времени – плезиозавр. Что вы сами можете о нем сказать?
Воспитатель показывает детям иллюстрации ихтиозавра, плезиозавра, плиозавра. Дети выявляют признаки сходства с современными видами. Воспитатель рассказывает об этих рептилиях. (Информация в книге Д.С.Худякова «Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел»).
2 часть: Системный оператор – плезиозавр.
Алгоритм вопросов:
К какому миру относится плезиозавр?
Что есть у плезиозавра?
Кем был раньше плезиозавр?
Физкультминутку проводят дети.
3 часть: Изготовление плезиозавра из ткани
Плезиозавр из ткани.
Материал: ткань, калька, две пуговицы, вата.
Изготовление: перенесите рисунок на ткань, вырежьте две детали, сшейте, набейте ватой. Пришейте пуговицы вместо глаз.
Цель: Учить детей проводить самостоятельную аналитико-синтетическую деятельность. Познакомить с птерозаврами, их особенностями, систематизировать полученные знания.
Методы: Проблемные ситуации, МШ, поисковые вопросы, СО, игра «Друзья», рефлексия.
Предварительная работа: беседа о птицах, работа со схемами, составленными ранее.
Ход занятия
1 часть: Ребята посмотрите на эти изображения, и скажите: это птица или нет (иллюстрации: птеродактиль, птеранодон, рамфоринх, археоптерикс, разные птерозавры на скалах). Дети отвечают и объясняют свои ответы (птицы, потому что есть крылья, клюв, хвост; не птицы, потому что нет перьев, тело покрыто кожей и мордочка как у рептилий).
Вот мы не можем этого определить, и даже ученые не смогли. Поэтому эту особую группу животных и назвали птерозавры – птицы и динозавры. Они тоже обитали на планете в эпоху рептилий. Давайте рассмотрим птерозавра на «волшебном экране».
2 часть: СО – птерозавр.
Алгоритм вопросов:
Где обитали птерозавры?
Из какого мира они к нам пришли?
Какие части тела есть у птерозавра?
Кем раньше был птерозавр?
От кого он произошел?
Беседуем с детьми об особенностях жизни и внешнего вида птерозавра.
Д/и «Друзья»
Цель: Формировать у детей умение выявлять функции объектов.
Материал: карточки с изображением птерозавров
Ход: Дети выбирают одного из птерозавров и говорят, чей он друг: рептилии или птицы и почему.
Цель: Развивать умение, делать выводы, умозаключения, основываясь на словесном описании. Систематизировать знания об эпохе млекопитающих. Учить видеть сходство между современными млекопитающими и их предками, проводить логические связки.
Методы: поисковые вопросы, работа с карточкой – схемой, беседа с показом иллюстраций, изготовление «Древнего зоопарка».
Предварительная работа: Беседа и показ иллюстраций современных млекопитающих, морфотаблицы по линиям: «Развитие слонов», «Развитие лошадей», «Развитие носорогов».
Ход занятия
1 часть: Ребята, послушайте, о какой группе я сказала: «имеют волосяной покров, рождают живых детенышей, выкармливают их молоком, теплокровные» (млекопитающие).
Ребята, давайте составим карточку – схему млекопитающих, отметив эти признаки (дети вместе с воспитателем составляют карточку – схему).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.