Итак, человек придумал календарь.
Календарь – это не просто таблица. Календарь – это счет кусочков времени. Каких? (Дни, недели, месяцы, годы).
Это наша календарная матрешка. Какие еще кусочки времени можно посчитать? (Секунды, часы, минуты).
С помощью чего мы считаем эти кусочки? (С помощью часов).
Чьи кусочки времени больше? Календаря или часов? (Календаря, часы считают маленькие кусочки).
Значит, календарь - это счет больших промежутков времени.
II ч.
Всегда ли бывает так, что календарное время совпадает с фенологическим (природным)?
Часто календарь показывает одно, а в природе творится совсем другое. Как нам быть? Разберем один пример. Какая погода летом, что делают дети, как одеты люди? (Погода жаркая, светит яркое солнце, люди легко одеты, дети загорают, купаются и т.д). 1 сентября по календарю наступает осень. Какие приметы осени? (Становится холодно, идут дожди. Дети начинают учиться).
Но бывает так. Осень пришла по календарю 1 сентября. Но погода осталась летняя. Можно загорать, ходить в легкой одежде. Значит, лето не кончилось? Каникулы у школьников продолжаются? (Нет. Школьники всегда 1 сентября идут в школу).
Значит, мы должны жить по какому времени? (По календарному).
Еще один пример. В мае люди обычно засаживают свои огороды, поля. Май – какое время года? (Поздняя весна).
Но иногда в мае бывает очень холодно, даже снег идет. Что нам делать? Мы должны сеять семена, потому что наступил май, но нам нельзя этого делать, потому что идет снег. (Нужно подождать пока не станет тепло, а то семена погибнут, ничего не вырастет).
Значит, по какому времени мы должны жить? (По природному).
Вместе с педагогом дети делают вывод о взаимозависимости природного и календарного времени в жизни человека.
Цель: Сформировать понятие о том, что года складываются в века. Проследить этапы жизни объектов природного и рукотворного миров.
Методы: Зеркало Времени.
Предварительная работа:Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты».
Материалы и оборудование: матрешки-символы: Сутки, Неделя, Месяц, Год, Век.
Ход занятия
Iч.
Мы собрали четыре календарные матрешки. Какие? (Сутки, Неделя, Месяц, Год). Познакомимся еще с одной матрешкой. Как объяснить пословицы: Век долог, да час короток. Век прожить – не поле перейти. Век живи, век учись.
Век – это очень большой по продолжительности кусочек времени. Он равен 100 годам. И нашу следующую матрешку зовут Век. Что такое 100 лет? Это нелегко представить. Например, кошка живет 20 лет, человек - 80, 90, иногда 100 лет. Вот и говорят о человеческой жизни - век.
II ч.
Ребята, вы все смотрели мультфильм «Тайна третьей планеты». Помните, Алиса попала на одной планете на поляну зеркальных цветов? В них можно было смотреться как в зеркало. Девочка набрала целый букет этих цветов и отнесла на свой корабль. И вдруг, Алиса, как на экране увидела в цветке события, которые происходили до ее прибытия на планету. Причем изображение событий было как на кинопленке, пущенной в обратную сторону. Зеркало в цветах как бы запоминало все, что происходит вокруг. Когда цветы повяли, экраны, слой за слоем, показывали все, что они «запомнили». Мне очень понравился этот мультфильм, и я предлагаю вам самим сконструировать Зеркало Времени. Я не случайно попросила вас принести свои фотографии разного возраста. Сейчас вы разложите их так, будто это слои в Зеркале Времени, и расскажете о том, что вы увидели.
Дети раскладывают фотографии по порядку. Вверху - фотографии старшего возраста. Внизу - самые первые фотографии. Ребенок рассказывает, какой эпизод запечатлел фотограф. В результате получается рассказ о жизни ребенка в обратной последовательности.
Но наше Зеркало Времени может не только прошлое показать. Оно и будущее позволяет увидеть. Давайте посмотрим на свое будущее.
Дети фантазируют и рассказывают о том, кем они будут, когда вырастут.
В Зеркало Времени можно посмотреть глазами объекта рукотворного мира. Например, глазами книги:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.