По мнению философов и психологов, основной предпосылкой выработки стратегии интенциональности (стиль поведения, образ жизни, выбор личностной системы ценностей) выступает взаимодействие человека с культурой как ценностно-смысловой реальности [6, с. 8]. В личностно-уникалъном взаимодействии с культурой и становится личность, причем смысл уникальности заключается не просто в удостоверении незаменимости одного личностного бытия другим. Личностью становится каждый индивид в той мере, в какой он начинает сознательно самоопределяться, отдавая предпочтение в выборе тем или иным социальным ценностям, обеспечивающим ему определенный социальный статус. Это возможно по достижении определенных онтогенетических границ развития, служащих предпосылкой личностного становления. Тем не менее, по утверждению Н. С. Зубры, мера подлинного личностного существования человека есть не антагонистическая должность, а процесс определения «самого себя», выражающийся в постижении смыслов бытия, открытии их и реализации как личностных ценностных ориентации [26, с. 4].
Более сложной, как подчеркивает Б.П. Битинас, является проблема ценностного отношения к самим объектам, знания о которых и умение оперировать которыми включено в содержание педагогической деятельности [6, с. 85]. Педагогическая аксиология изучает функционирование ценностей в целях и содержании воспитательной деятельности в зависимости от той философской концепции, в соответствии с которой эта деятельность осуществляется. Основная задача аксиологии воспитания - показать, что ценности являются самостоятельным компонентом содержания педагогического бытия [6, с. 86].
В контексте нашего исследования важно, что ценности, наряду с установками, отношениями, направленностью личности, выступают как значимые элементы психической структуры личности. Они формируются, с одной стороны, путем социализации, передачи социального опыта предыдущих поколений, с другой, - через собственный социальный опыт индивида. В результате в каждой личности формируется социально-типическое и индивидуальное, специфическое, влияющее на поведение личности в обществе и на результат деятельности человека [25, с. 5].
Когда речь идет о ценностных ориентациях как результате воспитания, всегда возникает вопрос, какой личностный уровень следует признать достаточным, чтобы считать ценности принятыми человеком, то есть на каком уровне функционируют устойчивые ценностные ориентации. В педагогической и, особенно, социологической практике часто наблюдается положение, что ценностные ориентации являются результатом осознания ценностей, а педагогическая деятельность зачастую сводится к изучению сущности и проявлений ценностей, результаты определяются по самоотчетам воспитуемых. Очевидно, что при этом не учитывается «глубина залегания» ценностных ориентации в структуре позиции личности, или, в соответствии с терминологией, принятой в теории социального формирования личности, «степень интернализации» ценностей [5, с. 89].
В контексте аксиологии этот вопрос формулируется следующим образом: отражают ли объекты человеческих стремлений истинные желания людей, то есть, насколько «знаемые» мотивы поведения и деятельности отражают истинные мотивы. Экспликация действительных потребностей людей - сложнейшая проблема человековедения, и ее упрощение, по мысли Б.П. Битинаса, ничего, кроме вреда, не приносит» [5, с. 89]. Иначе говоря, воспитание результативно, если воспитываемый при интернализации ценности и ее проявлении в поведении испытывает эмоцию удовольствия. Для альтруиста сама возможность оказать помощь другому вызывает удовольствие, в то время как эгоист в подобной ситуации усматривает устремление собственных интересов.
Вопрос о ценностных ориентациях личнооти в современных условиях затрагивается в целом ряде философских, психологических и педагогических работ. Из последних можно выделить исследования М.М. Гаджиевой, Г.В. Гребенькова, Д.Е. Касенок, А.А. Кроника, Н.А. Низовской.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.