Ценностные ориентации проявляются и формируются в характерных для личности способах решения определенных проблем, в ходе практической деятельности старшеклассника и в ходе его общения с окружающими людьми. В связи с этим важнейшей задачей педагога является создание таких условий, которые способствовали бы формированию у старшеклассников социально и нравственно значимых ценностных ориентации и стимулировали личностное и социальное саморазвитие школьников, а именно:
- эмоциональное благополучие старших школьников в коллективе;
- занятие ими достойного места в системе межличностных отношений;
- социальная и нравственная направленность деятельности;
- положительное эмоциональное отношение к себе, другим, коллективу.
Для повышения эффективности и личностной ориентированности воспитательного процесса необходимо постоянно изучать и дифференцировать отношения старшеклассников к различным группам ценностей.
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. -С. 87-96.
2. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. -М, 1981. -С. 80-88.
3. Аплетаев М.Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения (методика и опыт). - Омск, 1989. - 90 с.
4. Ахаян Т.К. Формирование убеждений в общественно-трудовой деятельности школьников. - Л., 1982. - С. 56 - 88.
5. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. - М, 1996 - 156 с.
6. Битинас Б.Н. Структура процесса воспитания: Методологический аспект. - Каунас, 1984. - С. 86 - 89.
7. Богданова О.С., Черепкова СВ. Нравственное воспитание старшеклассников. - М., 1988. - 223 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.-464 с.
9. Божович Л.И. Психологический анализ условий функционирования и строения гармоничной личности // Психология функционирования и развития личности. - М, 1994. -С. 257 - 283.
10. Болонина СВ. Правосознание молодежи: проблемы в условиях системного кризиса // Юрист. - 1999. -№ 10. - С. 66 - 70.
11. Бочкина Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника. Автореф. дис. ... докт. лед. наук - СПб., 1991. - С. 37-39.
12. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М, 1988. - С. 58 - 64.
13.Булыгин И.Л. Формирование нравственной зрелости старших подростков. - М., 1987.-187 с.
14. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса/Под ред. В.В. Давыдова, Д.И. Фельдштейна. - М., 1975. - С. 147-150.
15. Выготский Л.С. Педология подростка / Л.С.Выготский. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1988. Т.4. - С. 152 - 159.
16. Гаджиева М.М. Дифференциация отношений учащихся к ценностям и ценностным ориентациям в условиях кризисного состояния социума: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Махачкала, 2001. - 15 с.
17. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение старшеклассников. - Киев, 1988. - 172 с.
18. Головаха Е.И. Психологическое время личности. - Киев, 1984. -С.2-4.
19. Гордин Л.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. - М., 1971. -С. 101-114.
20. Граблина И.В. Нравственно-художественный идеал в становлении личности старшеклассника: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2001. - 19 с.
21. Гребеньков Г.В. Личность как аксиологическая проблема. - М., 1993. - С. 18-21.
22. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1992. - № 1. - С. 16 - 21.
23. Есева О.В. Воспитание чувства совести у старшеклассников: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 2000. - 17с.
24. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. - М., 1982. - 120 с.
25. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждения личности. - М, 1994. -141 с.
26. Зубра А.С. Педагогические основы формирования культуры личности студента высшей школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Минск., 1996 - 18 с.
27. Зюбин Л.М. Психология воспитания. - Минск, 1991. - С. 96.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.