Ориентация как процесс - это проектирование действия от замысла до результата: точный правильный выбор цели, средств ее достижения, оценка действия в сопоставлении с планами и жизненными целями [30, с. 7]. Исследователи обычно подчеркивают, что ориентация - необходимый компонент любой сферы жизнедеятельности человека: труда, познания, искусства, общения [60; 5].
Процессу ориентации присущи специфические функции, обеспечивающие формирование ценностного отношения личности к окружающей действительности, и построение на этой основе ее жизненных перспектив.
Категория «ценность» относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного [27, с. 9].
Что же может выступать объектом ценностного отношения? По утверждению Б.П. Битинаса, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может оцениваться в аспектах добра и зла, истины и неистины, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого [6, с. 88].
По утверждению А. В. Кирьяковой, формирование ценностного отношения к миру - это первый ближайший результат процесса ориентации, основанный на познании, и в который вплетены микросостояния человеческой души, эмоций; это проекция своих впечатлений и отношений других людей, их оценочных суждений [30, с. 18].
По мере присвоения ценностей общества человек выстраивает свою иерархическую систему ценностных ориентации и начинает осознавать себя носителем общечеловеческих ценностей. Продуктивность его самосознания определяется мерой ценностного отношения к миру, себе, другим людям [30, с. 19].
Ценностные ориентации служат регулятивами, определяющими поведение личности в ситуации выбора, выступая для нее своего рода ориентирующим контекстом.
В зависимости от иерархичности жизненных ценностей и происходит заполнение мотивационного поля личности, которое динамично и гибко обозначает цели, а также средства и способы их достижения.
В целом, проблема механизмов функционирования ценностей на индивидуальном уровне является органичной для социологии, психологии, педагогики, то есть, наук, которые исследуют поведение людей. Вместе с тем, будучи междисциплинарной, она естественным путем становится аксиологической проблемой, входит в структуру аксиологии воспитания [5, с. 56].
Человек познает и создает свой мир как мир ценностей. Одним из важнейших аспектов теоретического постижения человеком мира является ценностный подход, обретающий свое методологическое основание в общей теории ценностей (аксиологии).
Аксиология определяется как философское учение о природе ценностей, об их месте в реальности и о структуре ценностного мира [5, с. 84].
Вплоть до XIX века существовала нерасчлененность онтологии и аксиологии, бытия и ценности. В самостоятельную область научных знаний аксиология выделилась тогда, когда понятие бытия было расчленено на два элемента -реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и стремлений.
Понятие «ценности» как этической и эстетической категории введено немецким философом XIX в. Р. Лотце; в теории познания оно соответствует понятию «значимость» и указывает на личностное, социальное и культурное значение явлений реальности [5, с. 84].
Для философии проблема человека и проблема ценностей всегда являлись и до сих пор остаются стержневыми, определяющими ее (философии) существо. Причем взаимосвязь этих проблем такова, что философские вопросы человека в своей основе есть ни что иное, как проблемы человеческих ценностей [6, с. 34]. Идея о специфичности (ценностно-иерархической) природы бытия была присуща как античной, так и средневековой философии, а также философской мысли эпохи Возрождения и Нового времени. Здесь проблемы бытия и ценности были слиты в единое целое, а реальность ценностей не подвергалась сомнению [21, с. 16].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.