Анализ результатов группы наименее предпочитаемых учащимися ценностей подтверждает мысль о том, что в условиях изменившегося состояния социума отношение старшеклассников к познанию и развитию личности качественно преобразовалось: ориентация на познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) и развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) занимают только 12-ю позицию. Данное место этих ценностей отражает общее положение, создавшееся в жизни школы, страны: снижение престижа знаний, увлеченности науками. Еще десять лет тому назад они входили в доминирующую группу ценностей [27, с. 7].
Красота природы и искусство как эстетические ценности занимают в иерархической системе ценностных ориентации наших респондентов низкую позицию (15,2 % ответов).
К сожалению, можно констатировать, что ценности гуманистического и эстетического характера как социально значимые ценности не являются для старшеклассников актуальными. Вероятно, это связано с тем, что некоторый рост значимости для современного старшеклассника этой группы ценностей может происходить в большей степени стихийно, чем под влиянием организованного педагогического процесса школы и даже вопреки ему, так как до последнего времени эти ценности не являются центральными задачами воспитания, часто отходят на второй и третий план.
Данную мысль подтверждает и тот факт, что ориентации на счастье других (82,8 %), чуткость (59,0 %), и терпимость ко взглядам и мнениям других людей (63,7 %) находятся на 16-й позиции в системе жизненных ценностей, старшеклассников.
Как видим, направленность личности старшеклассника на ценности гуманистического характера весьма слабая.
Последние две позиции (17-я и 18-я) представлены ориентациями: уверенность в себе исмелость в отстаивании своего мнения и своих взглядов.
Направленность личности старшеклассника на ценности самоутверждения минимальна. Может быть поэтому, сегодня в школьной практике стало частым такое явление, как «молчание класса», когда учащиеся на уроках не поднимают рук и не желают отвечать по собственной инициативе. И это происходит не от того, что класс не подготовлен, а наоборот, - от стремления «не высовываться», «не выделяться из общей массы». Именно поэтому, на наш взгляд, уверенность в себе и смелость в отстаивании своего мнения как ценности занимают последние позиции в иерархической системе ценностных ориентации современных старшеклассников. Это обстоятельство необходимо учитывать учителям в работе со старшими школьниками.
Таким образом, позиционное размещение ценностных ориентации современных старшеклассников можно представить в виде схематической иерархической структуры, состоящей из 18-и ступеней, каждая из которых занимает определенную позицию по степени важности (значимости) для старших школьников (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Иерархия ценностных ориентации учащихся 9-11 классов (по результатам методики М. Рокича)
Номер позиции |
Название ценности |
1 |
Честность, здоровье, любовь, жизнерадостность |
2 |
Воспитанность, свобода, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, активная деятельная жизнь, независимость |
3 |
Образованность |
4 |
Жизненная мудрость, счастливая семейная жизнь, высокие запросы, рационализм |
5 |
Наличие друзей, общественное признание |
6 |
Аккуратность |
7 |
Непримиримость к недостаткам |
8 |
Исполнительность |
9 |
Самоконтроль, ответственность |
10 |
Твердая воля |
11 |
Эффективность в делах |
12 |
Развитие, познание, широта взглядов |
13 |
Продуктивная жизнь |
14 |
Творчество |
15 |
Красота природы и искусства |
16 |
Счастье других, терпимость, чуткость |
17 |
Уверенность в себе |
18 |
Смелость в отстаивании своего мнения |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.