Совокупность презентированных в иерархической структуре ориентации как правил, которыми старшеклассники руководствуются в жизни, выступает как «модель принципов организации жизни» и отражает важнейшие смысловые установки современных старших школьников, их позицию по отношению к себе, миру, другим.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что общая условная система ценностных ориентации старшеклассников состоит из базисных конструктов, отражающих как общечеловеческие ценности, так и личные ценностные ориентации, характерные для нашего социума сегодня.
Так, было выявлено, что ярко выраженными ориентациями учащихся-старшеклассников являются общечеловеческие (в том числе нравственные) ценности. Менее важными являются ценности общения, деятельности и потребления. Минимально значимыми для современных старшеклассников оказались ценности самоутверждения, эстетические и культурные (см. Рис. 2.1).
Рис. 2.1. Блочная ранговая структура ценностных ориентации учащихся 9-11 классов (по результатам методики М. Рокича).
Шкала ОА - степень значимости определенной группы ценностей для старшеклассников; Шкала ОВ - позиционное место в иерархической системе ценностных ориентации.
Вышеприведенная диаграмма иллюстрирует общую иерархическую систему ценностных ориентации старшеклассников блоками, которые отражают взаимосвязь их ценностного отношения к обществу, культуре, общению, себе и др.
Резюмируя, подчеркнем, что процесс становления и развития ценностных ориентации старшеклассников детерминирован всей совокупностью факторов, сконцентрированных в социальной ситуации развития нашего общества. Результаты исследования свидетельствуют о специфической особенности социальной ситуации развития старшеклассника, ориентация на общественные процессы, осмысление происходящего в реальной действительности через сопоставление с общечеловеческим и вечным (эти ориентации имеют именно первостепенное значение для школьников).
Считаем, что, осуществляя процесс формирования ценностного отношения старшеклассников в направлении личностных социальных предпочтений целесообразно, опираясь на результаты проведенной диагностики, конструировать процесс ориентации школьников в условиях максимального учета особенностей и механизмов развития мотивационно-потребностной сферы их личности.
Развитие ценностно-ориентационной позиции личности каждого школьника нуждается в определенной системе воздействия и сознательной регуляции, учете стихийности в проявлении ее в поведении на протяжении всех лет учебы в школе.
С помощью сравнения мотивировок нами выявлены доминирующие личностные центрации обследованных старшеклассников. Всего выделено четыре типа центрации: на собственных потребностях, или «эгоистическая»; на требованиях взрослых (родителей, учителей, других людей), или «авторитетная»; на мнениях сверстников, или «конформная»; на потребностях учащихся, или «гуманистическая». В результате выборочного анализа массива данных (всего 50 человек) были выделены 3 группы испытуемых (первая группа 8 человек, вторая - 38 человек, третья - 14 человек).
Представим описание каждой из групп по следующей схеме:
- данные, полученные с помощью комплексной методики;
- особенности доминирующих личностных центрации;
- специфика ценностных ориентации (результаты методики М.Рокича).
Испытуемые первой группы характеризуются наличием тенденции к ценностной мотивационной интегрированное™ личности. Для старшеклассников этой группы характерны ориентация на себя, связанная с общей активностью, с ожиданиями любви, уважения и оценки. Слабая представленность альтруистической позиции.
Доминирующая личностная центрацыя может быть описана как авторитетная с гуманистическими тенденциями.
Испытуемые второй группы характеризуются рассогласованностью ценностной мотивации. Стержнем является потребность в любви и понимании. В личностном плане существует взаимозависимость между категориями «Я», «стремлением к автономии», «саморазвитием» и «альтруистическими мотивами». Вместе с тем, респондентов этой группы отличает высокая эгоистическая мотивация.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.