Для старшеклассников этой группы характерны авторитетная, комформная и эгоистическая центрации при отсутствии явно выраженного доминирования какой-либо из них.
Структура ценностных ориентации на вершине иерархии имеет ценности личной жизни, затем ценности самореализации и «абстрактные» ценности. Для учащихся этой группы ориентация на социум преобладает над тенденцией выхода за рамки социальных требований. В целом, ценностные ориентации учащихся являются основой, которая задает адаптивный характер мотивации и ориентацию на собственное благополучие.
Доминирующие мотивы: мотивы достижения в различных сферах, мотивы саморазвития и избегания конфликта. В целом преобладает направленность на сохранение стабильности собственного внутреннего мира и внешних условий.
Старшеклассники третьей группы также отличаются рассогласованностью ценностной мотивации. У учащихся этой группы встречается конформная авторитетная и эгоистическая центрации, при отсутствии одной явно выраженной.
В иерархии терминальных и инструментальных ценностей наблюдаются противоречия: в терминальных - ориентация на личные ценности, а в инструментальных - альтруистические. Выраженность гуманистической центрации также не высока. Мы полагаем, что доминирование альтруистических мотивов в качестве инструментальных ценностей объясняется стремление к этим ценностям как к идеальным целям, что само по себе имеет позитивное значение для саморазвития старшеклассников. Для учащихся этой группы характерна также направленность на адаптацию к социуму и активность в рамках социальных требований.
Итак, в результате исследования выявлены два основных типа ценностной мотивации учащихся старших классов: «интегрированный» и «дезинтегрированный». Интеграция осуществляется на основе внутренних (индивидуальных) ценностей, а дезинтеграция - под влиянием внешних (социальных) оценок. В свою очередь, второй тип может быть разделен на два в зависимости от доминирующих мотивов. Эмпирический материал позволил выделить три вида таких мотивов: гуманистический, мотивы достижения и оценки своей личности.
Тип личностной ценностной мотивации может быть охарактеризован тремя основными показателями: степенью мотивационной интегрированности личности; доминирующие личностные центрации; особенности структуры и содержания ценностных ориентации.
Данные типы личностной мотивации старшеклассников могут быть охарактеризованы через содержание доминирующих мотивов: личностная интеграция как наличие гуманистических мотивов и мотивов достижения; тогда как дезинтеграция происходит под влиянием стремлений получить положительные оценки своей личности в целом и своей учебной деятельности в частности.
Результаты исследования позволяют применять в психолого-педагогической практике работы с учащимися старших классов, разработанный блок методик, направленный на изучение особенностей их ценностных ориентации.
Существуют возможности опосредованного влияния на процесс становления ориентации через уточнение и изменение содержания ценностей, целей, личностных центрации в учебно-воспитательном процессе, а также через использование в консультационной практике психолога и в индивидуальной и групповой работе педагога с учащимися выявленных данных.
Практическую работу с учащимися целесообразно организовывать в четыре этапа:
- диагностический - фиксирует наличные особенности ценностных ориентации учащихся;
- индивидуально-консультационный -создает условия, способствующие осознанию собственных проблем, их содержания и формулировки цели;
- тренинговый -предполагает работу в малых группах (в зависимости от типа личностной мотивации);
- результативный (фиксационный) - выполняет функции закрепления изменений, личностных «приращений», произошедших на предыдущем этапе.
Выводы по второй главе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.