Заметим, что приоритет взрослых над сверстниками обусловлен тем обстоятельством, что современные старшеклассники не способны решать возникшие трудности самостоятельно. Ответственность и самостоятельность в принятии решений не являются основными принципами формирования у них коммуникативных ценностей [30, с. 43].
Анализ полученных результатов опроса учащихся дает возможность заключить о достаточно выраженном позитивном отношении старших школьников к окружающим их людям. Так, 65 % опрошенных при ответе на вопрос «Считаетесь ли Вы с мнением окружающих?» высказались утвердительно. Остальные респонденты (35 %) дали неопределенные ответы: «иногда», «когда как», «да, но не всегда» и т.п. Это достаточно большая количественная группа старшеклассников, которая не определила свое отношение к окружающим. Кроме того, учащиеся редко приводят положительные примеры (таких 2 %), своего мнения об окружающих, с которыми они считаются или считались.
Ответы на вопрос «Как, по-вашему, можно завоевать уважение окружающих?» были представлены разнообразными вариантами суждений, суммировав которые, нетрудно представить определенный свод правил, используемый современными школьниками и предполагающий наличие следующего перечня личностных качеств: уважение других, откровенность, отзывчивость, простота в общении, чувство юмора, справедливость, порядочность, вежливость, достоинство.
На наш взгляд, доминирующим принципом завоевания уважения окружающих для старшеклассников является: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Изучение представлений современных старшеклассников о ценностях общения позволило выделить, с одной стороны, наличие позитивного стремления к общению в среде сверстников и взрослых, основанное на принципах морали, а, с другой стороны, - определенные трудности и проблемы, препятствующие реализации этой задачи (ощущение одиночества, несамостоятельность и неопределенность в принятии решений).
Исследуя отношение старших школьников к группе ценностей потребления, мы исходим из того, что сегодня значительно ухудшилось материальное положение большей части населения и деньги стали играть ведущую роль в обеспечении не только материальных, но и духовных потребностей людей.
Анализ результатов опроса учащихся показал, что около 6 % от общего числа респондентов считают для себя приемлемыми «все способы» зарабатывания денег, с оговоркой - «только в крайнем случае»: когда «нет другого выхода», «если не удается достичь материального благополучия для себя и своей семьи иным путем» и т.п.
Сравнительный анализ ответов старшеклассников сельских и городских школ показал, что процент старшеклассников, по мнению которых «материальное благополучие можно приобрести любыми способами», гораздо выше у городских школьников, чем у сельских (соответственно 42% и 14%). Свое мнение городские старшеклассники обосновали тем, что «деньги могут все», и, «если они есть, то можно себе очень многое в жизни позволить». Процент старшеклассников, не разделяющих данное мнение, значительно выше (соответственно 58% и 86%).
Таким образом, отношение респондентов к этой группе ценностей (ценностей потребления) позволило увидеть общую для современных старшеклассников тенденцию - стремление к самостоятельности и материальной независимости.
Об этом свидетельствуют ответы и на другие вопросы данной группы. Так, желающих иметь высшее образование, чтобы «зарабатывать больше денег», «жить на свои собственные средства» 47,2% респондентов.
Изучение ответов старшеклассников на вопросы, адекватные группе ценностей самоутверждения, показало, что проблема самоутверждения является для них довольно острой и значимой. Это связано не только с психологическими новообразованиями юношеского периода развития, а именно, чувством взрослости, желанием проявить свою индивидуальность и неповторимость, привлечь внимание к своей личности, то также и с реалиями сегодняшнего дня. 3 частности, при значительном расслоении общества, в котором немаловажную роль играют ценности материального порядка. Исходя их ответов, полученных во всех репрезентативных группах, на вопрос «Каким образом можно стать популярным среди окружающих?» были выявлены следующие тенденции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.