Старшеклассник, в отличие от подростка, уже владеет определенной системой мыслительных действий, обеспечивающих становление интеллектуальных и практических умений [8, с. 381].
Возрастает зрелость оценок старшеклассниками. У них формируется определенное ценностное отношение к социальным нормам, развита способность к оценке фактов и явлений, нравственных отношений и качеств личности [57, с. 10]. Развитие оценочной деятельности и обучение приемам научной оценки являются необходимым условием формирования у старших школьников научных убеждений и ориентации [24, с. 42].
Принимая во внимание то, что процесс формирования ценностных ориентации школьников имеет несколько стадий:
- познание мира ценностей общества;
- осознание себя в этом мире (самосознание), осуществляемого на основе присвоенных личностью ценностей;
- построение своей жизненной перспективы в освоенной системе [30, с. 38], отметим, что период старшего школьного возраста (15-17 лет) охватывает центральную стадию формирования ценностных ориентации и завершающую фазу процесса ориентации.
Еще в подростковом возрасте школьник вступает в начальную фазу процесса ориентации, где происходит первичное становление духовного мира личности, которое начинается с познания окружающей действительности.
На этом этапе происходит формирование ценностного отношения к окружающему миру.
Формирование ценностно-ориентируемого сознания старших школьников рассматривается в исследованиях в связи с их социальным поведением в реальной действительности, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и чувства, привычки и другие неосязаемые компоненты нравственного облика личности [30, с. 28].
К старшему школьному возрасту психологи относят появление самосознания, когда человек, в меру своих возрастных возможностей, оказывается способным к самооценке, целеполаганию, к принятию самостоятельных решений [30, с. 16].
Развитие самосознания в юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка для формирования личности в этот период практически едины у исследователей самых различных школ и направлений [9; 10; 13; 17; 22; 25; 36; 44; 57]. Ученые достаточно единодушны и в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период: еще в подростковом возрасте у школьников возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит к 16-17 годам к становлению относительно устойчивого представления о себе как цельной личности, отличное от других людей как личностей [14, с. 102].
Именно на основе такого представления о себе как цельной личности, отличной от других, возникает особое личностное новообразование, которое обозначается термином самоопределение. С точки зрения самосознания субъекта, оно характеризуется новой общественно значимой позицией [14, с. 103].
Для обозначения данного явления в литературе используется целый ряд терминов: «идея-Я», «образ Я», «понятие Я», «Я- система», «Я-концепция». В результате интериоризации ожиданий и ценностей, задаваемых оценками взрослых, старшеклассник приобретает способность давать себе отчет в своем «Я», и на этой основе у него формируется представление о «достойном» и «идеальном» «Я».
Идеал «Я» служит в будущем внутренним критерием чувства собственного достоинства человека, основой его самооценки [33, с. 69]. В процессе развития человека у него складывается представление об окружающей действительности. Это представление можно назвать образом мира, который является иерархической целостностью, состоящей из подструктур. Его можно было бы также охарактеризовать как систему ожиданий и гипотезу личности по отношению к внешней действительности: в этом образе отражается то, во что личность верит [33, с. 69- 70]. На основе образа мира старшеклассник выбирает и интерпретирует информацию об окружающей действительности и самом себе, строит свою деятельность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.