Педагогическое противоречие, на наш взгляд, заключается именно в том, что современные средства массовой информации далеко не идеальны в эстетическом отношении, и поэтому в потоке воспринимаемой школьниками информации наряду с полезной, морально оправданной, поступает и иная, аморальная, воспринимаемая старшеклассниками как позитивно-нормативная.
Данная проблема в современной педагогике воспитания, на наш взгляд, является наиболее острой и требующей неотложного разрешения, т.к. культура и сознание человека неразрывно связаны и под влиянием эстетических ценностей могут изменяться. Как следствие этого, - могут изменяться нравственные ценности личности.
И, наконец, последняя исследуемая нами группа ценностей - это ценности самосохранения. Выбор этой группы был нами обусловлен таким фактором, как позиционная устойчивость определенных ценностных ориентации. Другими словами, нас интересовала степень значимости для самих испытуемых всех подсистем жизненных ценностных ориентации, то есть то, насколько они самостоятельны и динамичны.
Анализ полученных данных показал, что современные старшеклассники абсолютно реально оценивают свои возможности и собственные силы: на вопрос «Что значит для Вас быть самостоятельным?» респонденты давали следующие ответы: «отвечать за свои поступки, уметь позаботиться о себе и о тех, кто в этом нуждается» (45,1%), «принимать самостоятельные жизненные решения» (42,9%), «быть материально независимым» (34,4%),.
Интересным, на наш взгляд, являются ответы на вопрос: «Обязательно ли для Вас быть честным с другими людьми?». Большинство респондентов (74%) ответило положительно, аргументируя свое мнение тем, что собственная честность является «стопроцентной гарантией» гармоничного отношения к обществу, коллективу. Другая точка зрения (около 20%) заключалось в том, что только честный человек заслуживает уважения, а «хорошие» отношения в социальных группах не могут строиться на каких-либо других принципах. Однако около 6% опрошенных сомневаются в том, что честным все-таки надо быть (ответы типа «не уверен», «не знаю», «иногда», «не всегда» и т.п.).
Как видим, отношение старшеклассников к этой группе ценностей позволяет утверждать об относительно устойчивой системе сформированных жизненных ориентации.
Подводя итоги изучению отношения старших школьников к жизненным ценностям средствами комплексной опросной методики, отметим, что значение реальных ценностных ориентации старшеклассников имеет огромное значение в организации учебно-воспитательного процесса в школе, так как способствует выявлению конкретных педагогических проблем и дает возможность педагогам управлять и корректировать процесс формирования жизненных ценностных ориентации старших школьников, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру и другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации, жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» [46, с. 104].
Определяя ценностные ориентации школьников как достаточно устойчивые личностные образования, характеризующие направленность развития личности на основе присвоения (субъективизации) социально значимых ценностей [см 1.1], мы ограничились изучением групп ценностных ориентации, представленных в диагностической методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, в которой различаются два класса ценностей:
- терминальные - убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности средства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.