Хотя понятие «Я» предполагает внутреннее единство и тождественность личности старшеклассника, фактически каждый индивид имеет множество разных «образов я», которые конструируются .под разными углами зрения [33, с. 70].
Таким образом, любая концепция структуры «Я» выделяет в нем, наряду с отражением реальных свойств, какие-то идеальные, ценностные компоненты: «эмпирическое реальное Я» и «идеальное Я».
Итак, еще одно психологическое приобретение юности - это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует свою фантазию, но вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психологических состояний [33, с. 74].
Исследуя психологию старшего школьного возраста, И.С.Кон обращает внимание на то, что, обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, старшеклассник (как бы заново) открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. Открытия эти нередко совершаются внезапно.
Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное, волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. «Внутреннее Я» может не совпадать с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие - самая распространенная форма юношеской самокритики [3; 7; 53].
Периодом возникновения сознательного «Я» как бы постепенно ни формировались его компоненты, издавна считается юношеский возраст. Практически все психологи и педагоги-исследователи считают этот период критическим в формировании самосознания и ценностных ориентации [62; 52].
Общепризнано, что все, чем живет человек в настоящем, все, что сделано им в прошлом, имеет истинную ценность лишь в связи с будущим, с перспективой развития самого человека и его социального мира.
Ряд исследований (А. А. Кроник, Н. Д. Левитов, Е. И. Головаха и др.) утверждают, что впервые, по существу, возникшая в юношеском возрасте, жизненная перспектива играет чрезвычайно важную роль в становлении мотивационно-потребностной сферы, поднимая личность на новый, более высокий уровень развития, а следовательно, овладение своим существом, своим саморазвитием, преобразованием себя на основе мысленного переноса, экстраполяции себя в будущее [2, с. 80].
«Жизненную перспективу можно рассматривать как целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни. Ценностные ориентации, жизненные цели и планы составляют ядро жизненной перспективы, без которого она утрачивает свою основную функцию - регулятивную» [17, с. 24].
Взгляд в будущее - перспектива есть продукт созидательной практической деятельности старшеклассника (Е.И. Головаха, М.М. Гаджиева). Вместе с тем хорошо обозначенная перспектива может, на наш взгляд, служить критерием эффективности процесса ориентации.
Таким образом, присвоение ценностей как начальная фаза процесса ориентации есть то основание, что обеспечивает все последующее развитие формирования мировоззрения старшеклассника. От качественной характеристики результативности этой сферы, от богатства духовного мира личности старшеклассника, постоянно пополняемого на других стадиях развития процесса ориентации, зависит та нравственная духовная «высота», на которую сможет в будущем подняться школьник.
Первый этап процесса ориентации старшеклассников в этой фазе его развития обеспечивает формирование ценностного отношения к миру социально значимых ценностей, следующий этап (виток) - это становление более четкого дифференцированного отношения к миру ценностных ориентации, а на завершающем этапе этой фазы развитие личностного процесса ориентации происходит формирование иерархической системы ценностных ориентации личности школьника, ее направленности, где явно устойчивое доминирование приобретают одни ценностные устремления человека и подчиняются им другие.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.