Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника, страница 30

Дальнейшая классификация ценностей, их ранжирование, (186 респондентов), количественный и качественный анализ ответов-суждений учащихся 9-11 классов, а также результатов проведения методики М. Рокича «Ценностные ориентации», — позволили дипломнице представить в работе ранговую структуру ценностных предпочтений современных старшеклассников, вершину которой занимают конкретные жизненные ценности, а нижние ступени - абстрактные ценности и те, которые направлены на счастье других.

В качестве позитива особо отметим корректность подачи материала с конкретными ссылками на исследования. Список использованной литературы состоит только из тех источников, которые включены в текст дипломной работы.

В процессе подготовки экспериментальных материалов, проведения исследования в школе, дипломница проявила высокую степень самостоятельности и активности.

Считаем, что дипломная работа В.Б. Семеновой «Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника» заслуживает высокой оценки.


РЕЦЕНЗИЯ

на дипломную работу Семеновой В.Б., студентки VI курса факультета технологии и дошкольного образования

Представленная дипломная работа выполнена на тему «Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника».

Актуальность выбранной темы объясняется практическим отсутствием педагогических исследований, посвященных изучению ценностей и ценностных ориентации старшеклассников Беларуси в современный период развития общества. Между тем такие исследования крайне необходимы для проведения полноценной воспитательной работы с учащимися в общеобразовательной школе.

Выполненное В.Б. Семеновой исследования является теоретико-прикладным. Проведен серьезный анализ философской, педагогической и психологической литературы, что  позволило  определить  место  ценностных  ориентации  как  значимых  элементов психической структуры личности.

Ценностный мир старшеклассника, по утверждению В.Б. Семеновой, - сложный самостоятельный социальный организм, представляющий собой неотъемлемую часть общества и выступающий соучастником творения культуры и развития человеческой цивилизации. Но основании анализа литературы выделено несколько теоретических подходов к изучению ценностного мира старшеклассника:

- историко-философский;

- социологический;

- психологический;

Диагностическая программа изучения в ходе исследования   системы ценностных ориентации современных старшеклассников  была составлена таким образом, чтобы основе полученных данных можно было судить, во-первых, о содержательной стороне ориентиров, об их структуре, групповой организации, во-вторых, об их иерархии. Основу диагностической программы составила разработанная В.Б. Семеновой комплексная методика, представленная учащимся в форме анкеты-опросника.

Исследование отношения учащихся 9-11 классов к жизненным ценностям, с одной стороны, выявило определенный круг актуальных проблем, связанных с их формированием: одиночества, авторитетов, приоритета материальных ценностей над духовными, снижения ценности «образования», специфики «способов самоутверждения», «источников знаний» и т.д., а с другой стороны, изучение иерархии ценностных ориентации старших школьников показало, что на вершине иерархической структуры ориентации современной молодежи находятся общечеловеческие, в т.ч. нравственные и общественные, ценности. По степени актуальности для старшеклассников эстетические и культурные ценности, а также ценности самосохранения занимают последние позиции.

Поставленные в ходе исследования задачи выполнены, гипотеза - подтверждена.

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что определена дифференциация отношений старшеклассников к различным ценностям и ценностным ориентациям с целью ее дальнейшего использования в воспитательном процессе; выявлены актуальные проблемы и намечены педагогические пути формирования ценностных ориентации у старших школьников.

Дипломная работа В.Б. Семеновой выполнена на высоком уровне и заслуживает отличной оценки.