Исследование отношения учащихся 9-11 классов к жизненным ценностям, с одной стороны, выявило определенный круг актуальных проблем, связанных с их формированием: одиночества, авторитетов, приоритета материальных ценностей над духовными, снижения ценности «образования», специфики «способов самоутверждения», «источников знаний» и т.д., а с другой стороны, изучение иерархии ценностных ориентации старших школьников показало, что на вершине иерархической структуры ориентации современной молодежи находятся общечеловеческие, в том числе, нравственные и общественные ценности.
По степени актуальности для старшеклассников эстетические и культурные ценности, а также ценности самосохранения занимают последние позиции.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: Проблема ценностных ориентации в современной философской, социологической и психолого-педагогической науке является одной из самых актуальных, а категория «ценность» относится к числу общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно важно для педагогики.
Ценностные ориентации выступают как значимые элементы психической структуры личности, а система ценностных ориентации входит в подструктуру общей направленности личности, которая является стержневой в целостном психическом облике человека.
В трактовке понятия последней существует несколько точек зрения: внутренняя позиция, «стержневое качество личности», «внутренний мир человека», «ведущая линия жизни», «стремление личности к определенному виду занятий и устойчивому интересу к нему», «совокупность определенных доминирующих мотивов».
Ценностные ориентации личности имеют глубинные, упорядоченные и хорошо структурированные системы ценностей.
В присвоении ценностных ориентиров существует возрастная «сензитивность»; система ценностных ориентации личности не остается неизменной, происходит ее переоценка на протяжении жизни человека.
Результаты изучения психолого-педагогической литературы по проблеме ценностных ориентации личности старшеклассника свидетельствуют об индивидуальном своеобразии иерархий их ценностно-мотивационных ориентации.
В литературе вопрос о факторах, влияющих на формирование ценностных ориентации школьников, о формировании иерархической системы жизненных ориентации в условиях «переоценки ценностей» актуален и рассматривается многосторонне и в разных аспектах. Среди множества теорий и взглядов нет взаимоисключающих и противоречащих друг другу.
Изучение старшеклассника как социально-педагогического и ценностного феномена показало, что:
- в распоряжении старших школьников сегодня имеются многочисленные блага цивилизации, которые увеличивают возможности их духовного развития; они активно стремятся к самореализации; формы самореализации им предлагает среда, ближайшее окружение, образ жизни, современная социальная ситуация;
- одной из главных особенностей ранней юности является развитое абстрактное мышление и интерес к анализу собственной жизнедеятельности.
Результаты изучения нами отношений старших школьников к определенным группам ценностей выявили наличие следующих проблем:
- проблема одиночества и причин, формирующих его;
- проблема авторитетов;
- проблема неустойчивости мнения и несамостоятельности отношения к происходящим событиям;
- проблема приоритета материальных ценностей над духовными;
- проблема «способов самоутверждения» в жизни;
- проблема снижения ценности «образования» и другие.
В структуре ценностных ориентации вершину иерархии занимают конкретные жизненные ценности, а в основании ее лежат абстрактные ценности.
Результаты исследования иерархической структуры ценностных ориентации современных старшеклассников указывают на то, что школьники отдают предпочтение общечеловеческим, в том числе нравственным и общественным группам ценностей. Наименее значимыми являются ценности эстетические и культурные, а также ценности самоутверждения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.