В исследовании принимали участие учащиеся 9 - 11-х классов СШ № 11 г. Лиды, СШ № 10 г. Барановичи, студенты 1-го курса лидского педагогического колледжа (всего 186 человек).
Основу диагностической программы составила разработанная нами комплексная методика, представленная учащимся в форме анкеты-опросника.
Опросник состоял из 42-х вопросов, разделенных на семь групп, каждая из которых раскрывала определенные ценности:
- ценности общения;
- ценности деятельности и потребления;
- ценности самоутверждения;
- ценности общественные;
- ценности самосохранения;
- ценности нравственные и общечеловеческие;.
- ценности эстетические и культурные.
Экспериментальная работа проводилась в форме группового опроса. Каждому респонденту было предложено выразить собственное мнение по ряду вопросов на отдельном листе. Всего было собрано 186 опросных листов, содержащих в общей сложности 7812 ответов-суждений. Для удобства последующей классификации каждое суждение оформлялось на отдельной карточке. Затем карточки группировались на основе сходства содержащихся в них суждений.
В результате классификации всего массива ценностных суждений было выделено 7 разделов: отношение к окружающим, отношение к материальным и духовным ценностям, отношение к себе, отношение к обществу, отношение к нравственным ценностям, отношение к культуре.
Внутри разделов были выделены инварианты ценностных суждений: объединялись идентичные или очень близкие по смыслу суждения. В дальнейшем осуществлялось количественное распределение суждений по разделам с целью выявления процентного соотношения различных точек зрения на основе группировки определенных суждений. Далее проводился содержательный анализ полученных инвариантов ценностных суждений для того, чтобы определить наиболее обобщенные конструкты, отражающие ценностные ориентации исследуемой группы. Полученная система конструктов была подвергнута дальнейшему обобщению и последующей интерпретации.
Исследуя группу ценностей общения, мы коснулись проблемы одиночества и причин, которые способны его сформировать. Отмечено, что ситуации, когда старшеклассники чувствуют себя одинокими, присущи около 97 % опрошенных. Ответы типа «не ощущаю себя одиноким вообще» или «ощущаю, но лишь иногда», представлены только единичными случаями. Такое соотношение позволяет констатировать наличие и остроту проблемы одиночества в среде старшеклассников как одну из составляющих ценностей коммуникации. Среди причин, способных вызвать ощущение одиночества, отсутствие друзей занимает доминирующую позицию. С помощью беседы с испытуемыми удалось выявить, что некоторые причины одиночества у девятиклассников определяются «неудачами в учебе», а у учащихся 10-11-х классов причинами одиночества были «ссора с любимым человеком», «семейные проблемы» и т.д. Одним из немаловажных условий возникновения ощущения одиночества является неумение заполнять свой досуг. Данные причины характерны для возрастного этапа развития старших школьников.
Как видим, одиночество - одна из наиболее острых проблем старшеклассников, влияющих на формирование всей системы их ценностных ориентации. Педагогическое решение данной проблемы видится нам в поиске индивидуального подхода к каждому школьнику, во включении таких учащихся в коллективные общешкольные и классные мероприятия, расширении круга их социального общения и смене «пассивной» позиции на «активную».
Особый интерес при изучении коммуникативных ценностей, на наш взгляд, представляет предпочитаемый круг общения старших школьников, затрагивающий проблему авторитетов молодежи. Большинство респондентов 181,7 %) утверждает, что в трудную минуту советоваться нужно с родителями, родственниками, друзьями. Как видим, приоритет советчиков отдается старшими школьниками не сверстникам, а взрослым. На наш взгляд, такому положению способствует тот факт, что в современных условиях ценность семьи как среды общения старшеклассников возрастает. Многие отвечавшие считают, что «конкретную помощь» можно найти только в кругу семьи или «других взрослых людей».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.