Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника, страница 4

Эту же мысль, но уже более определенно теоретически обоснованную, находят в философии И. Канта [21, с. 6], который показал непреходящее значение ценностей для практических, жизненных целей и задач, решаемых человеком и сообществом людей. Усилия представителей философской Фрайбургской школы в актуализации аксиологической проблематики, по утверждению Г.В. Гребенькова, способствовали проникновению идеи ценности в лингвистику, социологию, культурологию, этические исследования [21, с. 18 - 20].

По единодушному мнению философов, психологов и педагогов, в истории гуманитарной и научной мысли как системы различных учений о связи человека с миром не было и не может быть «неценностного», аксиологически нейтрального концептуального построения. Тем более это относится к философской, решающей мировоззренческие задачи области человеческого познания и знания [21, с. 4 ].

Проблема ценностей, таким образом, есть проблема ценностного отношения человека к миру и самому себе.

Взаимосвязь ценностей и человеческой психики есть предмет психологического исследования [54, с. 213]. Индивидуальная система ценностей - это основное конститутивное образование в структуре личности [54, с. 214]. Именно система ценностных ориентации определяет структуру личности, ее интенциональность и самореализацию. Поэтому личность в психологии рассматривается как аксеологическая организация социального индивида. Система личностных ценностей, данная индивиду рефлексивно как система его аксеологических функций, представляет собой целостное духовное образование - мировоззрение личности. Именно мировоззрение, считает А.А. Кроник, и есть «то образование, которое в единстве с такими психологическими свойствами, как темперамент, воля, способности и тому подобное, образует характер человека» [36, с. 26].

Таким образом, мировоззрение есть ядро характера, иначе говоря, тот структурный компонент в психологической структуре личности, который собственно и определяет личностный (ценностно-осмысленный, ценностно-рациональный) тип интенциональной деятельности субъекта [36, с. 27]. В индивидуальном поиске решения проблемы человек и обретает личностную систему ценностей, основными компонентами которой являются аксиологические функции «жизни», «смерти», «любви», «свободы», «долга», «ответственности», «справедливости», «счастья», «смысла жизни». «Все эти элементы структуры личности в качестве фиксированных установок и аксиологических функций обеспечивают воспроизводство социальной жизни человека. В зависимости от содержания (когнитивной и эмоциональной составляющих) аксиологических функций, формируются интенциональность и поведенческая составляющая личности. Аксиологические функции в структуре поведения «вплетены» в целостный психический акт, выражающий это поведение» [32, с. 167].

Таким образом, процесс становления личности в его философско-психологическом аспекте видится как ряд ступеней (форм) индивидуального духовного развития человека, связанных первоначально с обретением индивидом некоторой уникально-личностной психологической организации, представленной в виде устойчивых, аксиологических по своей структуре, установок, и далее - с возникающей на определенном этапе жизненного пути концепции индивидуальности как ядра характера. Дальнейший процесс становления личности связан с возникновением новых фиксированных установок, постройкой и перестройкой характера, непосредственной причиной которых являются как внутренние процессы осмысления индивидом своего социального положения в обществе, так и глобальные «переоценки ценностей» [9, с. 257].