Отсутствие собственной точки зрения только на первый взгляд кажется проявлением слабости и безволия старшеклассников. На самом деле безгласность, пассивность, подражательство есть вполне определенная точка зрения, заключающая всвоей сущности безнравственную позицию.
Некоторые педагоги считают, что самыми трудными для педагога школьниками являются именно те учащиеся, которые готовы слепо следовать за другими в собственных позитивных и негативных начинаниях. Обычно такие старшеклассники мало эмоциональны, не любят читать, порой ни о чем не думают и не рассуждают, не слушают говорящего. Это связано с принимающему горой гипертрофированные размеры стремлению некоторых старшеклассников быть «не как все», выделиться из «общей массы учащихся», отличаться от сверстников любыми средствами [7, с. 90 - 91].
Очевидно, что становление ценностных ориентации личности старшеклассника имеет свои специфические особенности. Как особая социально-демографическая подгруппа молодежи старшеклассники имеют свои отличия, обусловленные возрастными особенностями, социальным статусом и ролью в обществе. Их становление совпадает с таким этапом онтогенеза, когда интенсивно складываются психологические структуры и высшие психические функции, идет формирование основных личностных свойств, среди которых в качестве системообразующего выступает ценностная ориентация, выражающаяся в личностном самоопределении [11, с. 37 - 39].
Отроческий период становления личности школьника как «полуребенка-полувзрослого» достаточно полно, концептуально целостно охвачен психологией, отчасти осмыслен в сфере педагогической практики. Однако в большинстве случаев и психологии, и педагогики до недавнего времени изучали процессы становления и развития личности старшеклассника так, как если бы эти процессы совершались в неизменном социальном мире. Но если даже предположить, что психофизиологические и социально-нравственные особенности личности старшеклассников сохранились, что сомнительно в связи с явлениями инфантилизма, маргинальности, экологическими катаклизмами, с обострившимися отношениями между поколениями и т.д., то их реальное качественно-содержательное наполнение в нынешних условиях перехода к новым социально-экономическим отношениям, остается пока открытым.
В современных юношах и девушках старшего школьного возраста много общего и много отличного от предыдущих поколений молодежи данного возрастного периода: нынешние старшеклассники более образованы, более развиты, более информированы. Это связано с научно-техническими прогрессом в обществе, с демократическими принципами средств массовой информации, с появлением различных новых общественных и иных организаций досуга школьников, (клубов, интернет-кафе и др.).
В распоряжении современных старшеклассников имеются многочисленные блага цивилизации, которых не так давно еще не было. Они увеличивают возможности духовного развития личности школьников. Старшеклассники активно стремятся к самореализации, но формы этой самой реализации ему предлагает среда, ближайшее социальное окружение, образ жизни, которые выражают существенные черты той общественно-исторической формации, на почве которой сложились. И хотя общие задачи формирования личности в старшем школьном возрасте остаются в основном неизменными, многие из них теперь решаются по-новому, потому что новые условия жизни ставят новые проблемные вопросы, на которые приходится давать соответствующий времени ответ вступающим во взрослый мир юношам и девушкам. Именно в этом, как отмечают исследователи и о чем говорят результаты нашего исследования, заключается отличие жизненных ценностных ориентации современных старшеклассников от ценностных приоритетов их предшественников [10; 16; 20; 21; 35].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.