II ГЛАВА |
||
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И КОНКУРЕНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ |
||
2.1. |
Методология исследования конкурентной среды на товарных рынках |
|
2.2. |
Определение конкурентных позиций предприятия на основе исследования поведения потребителей |
|
2.3. |
Типы конкурентного взаимодействия предприятий |
|
2.4. |
Методические основы анализа конкурентной среды на товарном рынке |
2.1. Методология исследования
конкурентной среды на товарных рынках
Товарный рынок как объект анализа формируется под воздействием многообразных с факторов. Часть из них вытекает из природы рынка как такового, их действие обычно измеряется с помощью косвенных показателей. Другая группа факторов определяется конкретными характеристиками каждого локального товарного рынка и чаще всего поддается непосредственному измерению и прогнозированию.
Одной из важных тенденций в экономической политике стало явное повышение внимания органов государственного управления к проблемам состояния отдельных рынков России. Эта тенденция была обусловлена отсутствием видимых конечных результатов реформ (экономического роста, повышения доходов населения и т.д.). Отражением данной тенденции стала разработка Концепции промышленной политики (1996 г.), Концепции реформирования предприятий (1997-1998 гг.), Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков (1998 г.), которые были утверждены различными постановлениями Правительства РФ.
Начиная с 1994 г. Госкомстатом России при участии Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) организовало систематическое наблюдение за состоянием товарных рынков в форме специальных ежеквартальных обследований. Данные о результатах исследования товарных рынков России были опубликованы в серии статей в журнале «Вопросы статистики» в 1997-1998 годах[1]. Необходимость учета зарубежного опыта рыночных исследований явилось предпосылкой для совместного международного проекта «Разработка методологии, состава показателей и системы наблюдения за состоянием конкурентной среды на товарных рынках», инициированного Госкомстатом России при поддержке Евростата [150 ].
Вместе с тем результаты первых выборочных исследований товарных рынков России в условиях становления рыночных отношений свидетельствует о необходимости совершенствования общей методологии изучения товарных рынков.
Общая схема оценки состояния и развития товарных рынков, как это предлагается в литературе по анализу экономики [24], включает следующие блоки: рыночная ситуация (конъюнктура), цены, движение товарной массы, рыночная инфраструктура и эффективность рыночной деятельности. Особое место в этой схеме занимает потенциал рынка как прогнозная (расчетная) совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение.
Перспективность товарного рынка может быть определена как разница между его емкостью и объемом рыночного спроса. В каждый конкретный момент величина спроса и емкость рынка являются функциями нескольких факторов: структуры рынка, эластичности спроса по ценам, каналов распределения, темпов роста потребления, конкуренции поставщиков аналогичных товаров. Многофакторность зависимостей делает оценку спроса и потенциала рынка довольно сложными процедурами.
Величины спроса и объема рынка в перспективе зависят от объема и структуры текущего реального спроса, которые можно представить в виде общего количества конкретной продукции, покупаемой по определенной цене на определенном рынке за конкретный период. При прогнозировании спроса необходимо выявить степень воздействия ключевых рыночных факторов, определяющих его динамику. Прогноз спроса с помощью таких наиболее распространенных методов как нормативный, статистико-экстраполяционный и метод экспертных оценок или на основе их сочетания позволяет выявить влияние различных демографических факторов (численности населения, уровня рождаемости, возрастного состава и географического распределения населения) а также покупательской способности (уровня доходов населения, суммы сбережений населения, уровня образования и др.) на состояние спроса и его динамику.
Можно привести достаточно много примеров статистических расчетов функций спроса. К значительным работам в этом направлении относятся работы Генри Шульца для США и Канады, Ричарда Стоуна для Англии, Германа Волда для Швеции, Герхарда Тинтнера для Германии [251]. Имеются и другие более поздние исследования по проблемам прогнозирования спроса. Развитие методологии исследования спроса получило и в трудах российских ученых И. К. Белявского [243] и Н. Д. Ильенковой [103]. Разработка отдельных информационных маркетинговых систем также направлена на формирование моделей спроса. Так величину спроса на i-ый товар Si(t) в натуральном выражении в период t предлагается вычислять по формуле [285]:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.