, где n - общее число единиц наблюдения; n* число единиц, для которых рассчитывается L; j – j-ая единица в ранжированной по убыванию совокупности n* единиц; Ln* - индекс Линда для n* наблюдаемых крупных предприятий (2n*n); EQj – количество коэффициентов Линда, обеспечивающих олигополическое равновесие, характеризующее соответственно среднюю долю признака наиболее крупных единиц в сравнении со средней долей признака остальных более мелких хозяйственных субъектов.
3. Определение уровня концентрации (CR) предприятий на товарном рынке для количества предприятий - i, являющихся «ядром олигополистического равновесия»:
(2.20)
4. Группировка предприятий по двум критериям: статическому – доля рынка; динамическому – темп роста доли рынка.
Выделение групп конкурентов по первому критерию включает следующие этапы:
- расчет среднего арифметического значения долей всей для совокупности предприятий Д= 1/n .
- выделение минимальной (Дmin) и максимальной (Дmax) рыночных долей.
- расчет среднеквадратического отклонения рыночной доли предприятий
σ1 (σ2) для которых Д ³ (<) Д:
σ1= , s = 1, …, к |
(2.21) |
σ2 = , s = к+1, …, n |
(2.22) |
- распределение предприятий на группы (таблица 2.11)
Номергруппы |
Группы предприятий |
Параметры распределения |
I |
Предприятия - лидеры рынка |
Дср + 3 σ 2; Д max |
II |
Предприятия – претенденты на лидерство |
Дср; Дср + 3 σ 2 |
III |
Предприятия - последователи |
Дср - 3 σ 1; Дср |
IV |
Отстающие предприятия |
Д min ; Дср - 3 σ 1 |
Группировка предприятий по второму критерию включает следующие расчеты:
- определение темпа прироста рыночной доли конкурентов:
(2.23) |
где - темп прироста рыночной доли j-го предприятия, %; () – рыночная доля j - го предприятия в период времени t, to, %; m – количество лет в рассматриваемом периоде.
- определение среднего темпа прироста рыночной доли
Тср = , (2.24)
где - количество (стоимость) изделий анализируемой товарной группы, реализованных j-ым предприятием в период времени t; to, единиц (тыс. руб.).
- расчет минимального () и максимального () значений темпов изменения рыночной доли :
= MIN {}, = MAX {}, i = 1, …, n. (2.25)
- определение среднеквадратического отклонения от
σ =, i = 1, …, n. (2.26)
- группировка предприятий по динамическому критерию (таблица 2.12).
Номергруппы |
Группы предприятий |
Параметры распределения |
I |
Предприятия с быстро улучшающейся конкурентной позицией |
Тср + 3 σ; Тmax |
II |
Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией |
Тср; Тср + 3σ |
III |
Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией |
Тср - 3 σ; Тср |
IV |
Предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией |
Тmin; Тср - 3 σ |
Построение сводной матрицы (таблица 2.13) позволит определить конкурентные позиции субъектов рынка с учетом как статических, так и динамических характеристик.
Таблица 2.13 - Конкурентные позиции предприятий
(на основе статических и динамических критериев)
Классификационные группы предприятий по признаку – «Рыночная доля» |
|||||
IПредприятия - лидеры рынка |
II Предприятия – претенденты на лидерство |
III Предприятия - последователи |
IV Отстающие предприятия |
||
Классификационные группы предприятий по признаку – «Темп прироста рыночной доли» |
I - Предприятия с быстро улучшающейся конкурентной позицией |
||||
II - Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией |
|||||
III - Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией |
|||||
IV- Предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.