Теоретико-методологические основы анализа конкурентной среды и конкурентного взаимодействия предприятий на товарном рынке, страница 16

, где n -  общее число единиц наблюдения;  n* число единиц, для которых рассчитывается L;  j –  j-ая единица в ранжированной по убыванию совокупности n* единиц; Ln* - индекс Линда для n* наблюдаемых крупных предприятий (2n*n); EQj – количество коэффициентов Линда, обеспечивающих олигополическое равновесие, характеризующее соответственно среднюю долю признака наиболее крупных единиц в сравнении со средней долей признака остальных более мелких хозяйственных субъектов.

3.  Определение уровня концентрации (CR) предприятий на товарном рынке  для количества предприятий - i, являющихся «ядром олигополистического равновесия»:

                                           (2.20)

4.  Группировка предприятий по двум критериям: статическому – доля рынка; динамическому – темп роста доли рынка.

Выделение групп конкурентов по первому критерию включает следующие этапы:

-  расчет среднего арифметического значения долей всей для совокупности предприятий Д= 1/n .

-  выделение минимальной (Дmin) и максимальной (Дmax) рыночных долей.

-   расчет среднеквадратического отклонения рыночной доли предприятий

σ1 (σ2) для которых Д ³ (<) Д:

σ1= , s = 1, …, к       

(2.21)

σ2 = , s = к+1, …, n

(2.22)

-  распределение предприятий на группы (таблица 2.11)

Таблица 2.11 – Группировка предприятий по критерию – доля рынка

Номер

группы

Группы предприятий

Параметры

распределения

I

Предприятия - лидеры рынка

Дср + 3 σ 2; Д max

II

Предприятия – претенденты на лидерство

Дср; Дср + 3 σ 2

III

Предприятия - последователи

Дср - 3 σ 1; Дср

IV

Отстающие предприятия

Д min ;  Дср - 3 σ 1

Группировка предприятий по второму критерию включает следующие расчеты:

-  определение темпа прироста рыночной доли конкурентов:

(2.23)

где  - темп прироста рыночной доли j-го предприятия, %;  () – рыночная доля j - го предприятия в период времени t, to, %; m – количество лет в рассматриваемом периоде.

-  определение среднего темпа прироста рыночной доли

Тср = ,                                          (2.24)

где  - количество (стоимость) изделий анализируемой товарной группы, реализованных j-ым предприятием в период времени t; to, единиц (тыс. руб.).

-  расчет минимального () и максимального () значений темпов изменения рыночной доли :

= MIN {},       = MAX {}, i = 1, …, n.            (2.25)

-  определение среднеквадратического отклонения  от

σ =,        i = 1, …, n.  (2.26)

-  группировка предприятий по динамическому критерию (таблица 2.12).

Таблица 2.12 – Группировка предприятий
по критерию – динамика долей рынка

Номер

группы

Группы предприятий

Параметры

распределения

I

Предприятия с быстро улучшающейся конкурентной позицией

Тср + 3 σ; Тmax

II

Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией

Тср; Тср + 3σ

III

Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией

Тср - 3 σ; Тср

IV

Предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией

Тmin; Тср - 3 σ

Построение сводной матрицы (таблица 2.13) позволит определить конкурентные позиции субъектов рынка с учетом как статических, так и динамических характеристик.

Таблица 2.13  - Конкурентные позиции предприятий

(на основе статических и динамических критериев)

Классификационные группы предприятий по признаку – «Рыночная доля»

I

Предприятия - лидеры рынка

II

Предприятия – претенденты на лидерство

III

Предприятия - последователи

IV

Отстающие предприятия

Классификационные группы предприятий по

признаку – «Темп прироста рыночной доли»

I - Предприятия с быстро улучшающейся конкурентной позицией

II - Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией

III - Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией

IV- Предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией