Теоретико-методологические основы анализа конкурентной среды и конкурентного взаимодействия предприятий на товарном рынке, страница 13

Для определения степени реакции предприятия в условиях конкурентного рынка на рыночное поведение конкурентов нами предлагается определять воздействия изменений в экономическом потенциале конкурентов на динамику объема реализации анализируемого предприятия. Такой подход к проблеме взаимодействия агентов рынка объясняется следующими соображениями. В показателях фактических объемов реализации находит отражение влияние целого спектра рыночных факторов: спроса на товары, восприятия потребителями качества продукции, уровня цен, сервисного обслуживания. С другой стороны, объем и качественные характеристики рыночного предложения конкретного предприятия обусловлены состоянием его экономического потенциала.  Для отражения меры рыночного реагирования одних предприятий на поведение других представляется целесообразным воспользоваться расчетами коэффициентов перекрестной эластичности реализации продукции (работ, услуг) данного предприятия в зависимости от изменения экономического потенциала конкурентов.

В отличие от ценовой эластичности зависимость изменения объема продаж от динамики потенциала конкурентов не столь однозначна. Если эластичность спроса зависит, прежде всего, от вида товара, то эластичность объема продаж зависит не только от товара, но и от предприятия как субъекта рыночной деятельности, и показывает, как это предприятие реагирует на изменение потенциала конкурентов.

В связи с вышесказанным представляется целесообразным рассчитать коэффициенты эластичности объема реализации следующим образом. Пусть Q2j и Q1j – объемы реализации j-го предприятия в моменты времени t2 и t1 (t2>t1), П2j и П1j – экономические потенциалы предприятия в те же моменты времени. Процентное изменение объема реализуемой продукции j - го предприятия (ΔQj):

   %                                     (2.8)

Процентное изменение потенциала j-го предприятия (ΔПj):

   %                                    (2.9)

Тогда коэффициент перекрестной эластичности изменения объема реализации i–го предприятия в зависимости от динамики экономического потенциала j–го предприятия составит

,

(2.10)

где – коэффициент перекрестной эластичности объема реализации i-го предприятия к экономическому потенциалу j-го предприятия; - процентное изменение объема реализуемой продукции конкурента i; - процентное изменение экономического потенциала конкурента j.

Для оценки конкурентных взаимоотношений всех агентов товарного рынка необходимо определить матрицу коэффициентов перекрестной эластичности объемов реализации и экономических потенциалов:

(2.11)

Результаты обработки статистических данных по наиболее крупным молокоперерабатывающим предприятиям Тульской области (доля реализации цельномолочной продукции по которым составляла 95,0-97,8 %  (рисунок 2.4) показали достаточно сконцентрированный разброс динамики объемов реализации одних предприятий в зависимости от изменения экономических потенциалов конкурентов (рисунок 2.5).


Рисунок 2.4 – Доля реализации 15 наиболее крупных предприятий

тульского региона, производящих цельномолочную продукцию

Анализ полученных значений перекрестной эластичности для тульского регионального рынка молочной продукции показал, что в одних случаях изменение объемов реализации в значительной степени обусловлено реакцией предприятия на действия конкурентов, в других – взаимодействие фирм в большей степени объясняется другими факторами (изменением финансового состояния предприятия, проблемами с поставщиками сырья и др.). Чтобы выявить, среднюю степень реакции каждого предприятия на действия всех конкурентов на товарном рынке  в целом необходимо рассчитать процентное изменение потенциала всех конкурентов i-го предприятия ().

 


(2.12)


В этом случае коэффициент перекрестной эластичности объема реализации с учетом изменения потенциалов всех конкурентов будет определяться как

                                              (2.13)

При таком расчете эластичности реализации учитывается совместное влияние всех как внешних, так и внутренних факторов, определяющих


Рис.2.5