Теоретико-методологические основы анализа конкурентной среды и конкурентного взаимодействия предприятий на товарном рынке, страница 12

Итак, в рассматриваемой модели утверждается, что:    

-   В сотрудничает с  А, если присутствие В повышает  ожидаемую ценность состояния А (т.е. присутствие партнера улучшает показатели деятельности данного субъекта по сравнению с его обособленным положением);    

-   В конфликтует с  А, если присутствие В уменьшает  эту ценность (т.е. присутствие партнера ухудшает показатели деятельности данного субъекта по сравнению с его обособленным функционированием);     

-   А независим от В, если присутствие В никак не влияет на ожидаемую удельную ценность для А.    

Наличие или отсутствие конфликтной ситуации  во взаимоотношениях экономических партнеров детерминируется, главным образом, характером взаимного влияния конкурентов на конечные результаты деятельности друг друга.    

В модели Акоффа и Эмери представлены различия между «конфликтом» и «сотрудничеством», при этом акцент сделан на противопоставление сотрудничества и конфликта как двух способов взаимодействия, и под сотрудничеством понимается лишь успешная, взаимовыгодная для сторон взаимосвязь. Однако в реальной хозяйственной жизни помимо двух противоположных сторон во взаимоотношениях предприятий существует множество их «оттенков»:  отношения сотрудничества могут включать в себя некоторый конфликтный потенциал; фирмы могут оставаться автономными  хозяйствующими  субъектами с интересами, никак не затрагивающими  область их взаимодействия; конфликт может и не привести к отрицательным последствиям в деятельности субъектов рынка. Поэтому представляется логичным воспользоваться психолого-философской концепцией продуктивной конкуренции [275] для выделения граней конкурентного взаимодействия агентов товарного рынка, дополнив её математическим аппаратом, позволяющим определить характерные для товарного рынка группы конкурентов.

Продуктивная конкуренция – это такое конкурентное взаимодействие , которое приводит к обогащению рыночной среды и росту экономического потенциала у значительной части субъектов конкурентного рынка.

Максимальная продуктивность конкуренции достигается при определенном рациональном сочетании форм ее проявления. Основными типами конкурентного взаимодействия субъектов рынка являются:

1.  Конфронтация.

2.  Соперничество.

3.  Соревновательная конкуренция.

4.  Кооперация (сотрудничество).

В случае конфронтации действия конкурентов направлены на нанесение ущерба противникам, на снижение их экономического потенциала. В этом случае конкуренция приобретает характер антагонистической борьбы и направлена на уничтожение экономического потенциала конкурентов.

Соперничество – это такой вид конкурентного взаимодействия, при котором победивший монопольно обладает объектом конкуренции, а проигравший выбывает из конкурентной борьбы, но сохраняет при этом свой экономический потенциал и может конкурировать в других сферах бизнеса (хозяйственных зонах).

Соревновательная конкуренция – это конкуренция наиболее мягкого типа. «Смягчение» уровня конкуренции обеспечивается за счет наличия в течение определенного промежутка времени у каждого конкурента нескольких объектов конкуренции. Разновидностью соревновательной является «партнерская» конкуренция,при которой проигравшие участники конкурентного рынка не только компенсируют свои издержки, но и получают средства, достаточные для продолжения их функционирования на соответствующем рынке, сохраняя или повышая при этом свои экономические потенциалы.

Кооперация (сотрудничество) объединение усилий для создания определенных благ (товаров, услуг).

Таким образом, в основу разработки концепции типов конкурентного взаимодействия нами положен принцип зависимости динамики результирующих экономических показателей от экономических потенциалов предприятий-конкурентов.