8. Определение типа конкурентного взаимодействия агентов регионального рынка в диапазоне: конфронтация – соперничество – соревновательная конкуренция – кооперация (сотрудничество).
Выделение групп конкурентов в зависимости от типа их взаимодействия на региональном товарном рынке основано на сопоставлении темпов роста результирующего экономического показателя (объема реализации - Кр) и темпов роста экономического потенциала предприятий (Кп).
Кр ; Кп , |
(2.29) |
где Pj.k, Pj.k+1 – объемы реализации j-го предприятия в предыдущем и последующем периодах соответственно; Пэ.j.k, Пэ.j.k+1 – экономические потенциалы j-го предприятия в предыдущем и последующем периодах соответственно.
Результаты по формулам 2.29 необходимо внести в таблицу 2.15.
Таблица 2.15 – Соотношение темпов роста объемов реализации
и экономических потенциалов конкурентов
Предприятия |
||||||||||||
1 |
… |
i |
… |
n |
||||||||
Кр1 |
Крi |
Крn |
||||||||||
Предприятия |
1 |
Кп1 |
||||||||||
.. |
||||||||||||
j |
Кпj |
Крi |
||||||||||
Кпj |
||||||||||||
… |
||||||||||||
n |
Кпn |
|||||||||||
Для выделения групп конкурентного взаимодействия участников товарного рынка, необходимо полученные в таблице 2.15 значения соотношений темпов роста объема реализации и экономических потенциалов по каждой паре конкурентов товарного рынка, сгруппировать по критериям соотношения темпов роста анализируемых показателей (таблица 2.16).
В зависимости от того, как будут распределены предприятия в таблице 2.16, можно сделать вывод о преобладающем типе конкурентного взаимодействия на товарном рынке. При преобладании предприятий, находящихся в состоянии конфликта – «конфронтация», «соперничество» органам административного территориального управления следует более детально проанализировать деятельность этих предприятий по таким направлениям: уровень использования производственных мощностей; каналы товародвижения; ценовая политика.
Таблица 2.16 – Группировка предприятий по типам
конкурентного взаимодействия
Тип конкурентного взаимодействия |
Параметры группы |
Перечень предприятий |
Конфронтация |
Кр < 1; Кп < 1 |
1. 2. … |
Соперничество |
Кр 1; Кп 1 |
1. 2. … |
Соревновательная конкуренция, в том числе: |
Кр 1; Кп < 1 |
1. 2. … |
партнерская конкуренция |
Кр > 1; Кп < 1 |
|
Кооперация (сотрудничество |
Кр > 1; Кп 1 |
1. 2. .. |
Таким образом, решение вопроса о целесообразности административного воздействия на субъекты регионального рынка зависит от достигнутого диапазона «жесткости-мягкости» во взаимоотношениях участников товарного рынка (конфронтация – соперничество - соревновательная конкуренция – кооперация): пресекать развитие конфронтации, стимулировать развитие партнерской конкуренции.
[1] Авдашева С.Б., Поповская Е.В. Методология проведения опросов в рамках выборочных обследований товарных рынков в переходной экономике» // Вопросы статистики, 1997, № 4; Авдашева С.Б., Поповская Е.В. Основные факторы состояния и развития рынка автомобильного бензина в России // Вопросы статистики, 1997, № 5 и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.