Теоретико-методологические основы анализа конкурентной среды и конкурентного взаимодействия предприятий на товарном рынке, страница 3

Основным условием для выживания и успешного развития российских предприятий согласование компонентов их экономических потенциалов для адаптации к изменениям внешней среды. Сравнение конкурирующих систем по их потенциалу позволит выявить возможности предприятий-конкурентов и составить предварительную оценку состояния конкурентной среды на отраслевых рынках. В связи с этим необходимо использовать такие методы оценки экономического потенциала предприятия, которые позволяли бы производить их сопоставление.

В современной экономической теории сущность экономического потенциала не получила четкого определения: нередко смешиваются понятия «производственный потенциал», «экономический потенциал», «потенциал предприятия», «ресурсный потенциал».

Семантика термина «потенциал» предполагает следующие определения его содержания:

-  совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области для чего-нибудь;

-  степень мощности в каком-нибудь отношении.

Таким образом, потенциал характеризует степень возможностей, дееспособности ресурсов. Потенциал предприятия показывает, насколько оно располагает возможностями для реализации стратегии. В теории стратегического менеджмента [126, 280] потенциал компании представлен как  совокупность ее потенциалов по функциям.

Чаще всего в качестве основных функциональных составляющих потенциала предприятия выделяются:

-  технический потенциал;

-  технологический потенциал;

-  организационный потенциал;

-  кадровый потенциал;

-  финансовый потенциал;

-  информационный потенциал;

-  коммуникационный потенциал;

-  управленческо-хозяйственный потенциал и другие элементы.

Учитывая предлагаемые в экономической литературе наборы составляющих потенциала предприятия, можно следующим образом разграничить наполнение производственного, ресурсного и экономического потенциалов. Первые три элемента в приведенном перечне образуют производственный потенциал. Производственный потенциал в совокупности с кадровым, финансовым, информационным и коммуникационным потенциалами образуют ресурсный потенциал предприятия, т.е. его организационно-функциональную систему. Ресурсный потенциал в совокупности с управленческо-хозяйственным потенциалом формирует экономический потенциал предприятия. При таком подходе каждый последующий потенциал дополняет предыдущий, включая в себя и его возможности.

Оценка производственного потенциала необходима для определения возможностей и способностей предприятия производить определенные виды товаров в заданных объемах и ассортименте.

Оценка ресурсного потенциала характеризует степень возможностей предприятия к взаимодействию с внешней средой в обеспечении его ресурсами и сбыту произведенных товаров.

Оценка экономического потенциала отражает не только возможность соответствующей реакции предприятия на изменение экономической среды, но и степень стабильности положения.

В условиях нестабильности рыночной среды особую актуальность приобретает определение экономического потенциала в перспективе, т.е. стратегического экономического потенциала.

При выявлении стратегического экономического потенциала следует исходить из сформированных ресурсов и компетенций предприятия, позволяющих ему использовать рыночные шансы. В этом случае рыночные шансы характеризуют потенциал спроса, который не удовлетворяется сложимся на рынке предложением.

При разработке управленческих воздействий на стратегический потенциал предприятия необходимо выявить меру его возможного влияния на изменение рыночных позиций. С этой точки зрения стратегическое управление экономическим потенциалом будет зависеть от соответствия состава и структуры потенциала предприятия рыночной ситуации. При этом, возможны два варианта: 1) при соответствии экономического потенциала предприятия потребностям рынка необходимо обеспечить превращение имеющихся ресурсов и компетенций в конкурентные преимущества предприятия; 2) в случае несовпадения состава и структуры экономического потенциала рыночным потребностям необходимо развивать имеющиеся и создавать новые ресурсы и компетенции предприятия.