Теоретико-методологические основы анализа конкурентной среды и конкурентного взаимодействия предприятий на товарном рынке, страница 17

5.  Характеристика действенности барьеров «входа» и «выхода» на рынок для реальных и потенциальных конкурентов, а также открытости анализируемого товарного рынка для межрегиональной и международной торговли. Необходимо проанализировать, сколько новых поставщиков исследуемого рынка появилось на региональном товарном рынке, выделив при этом новых местных товаропроизводителей, поставщиков товаров из других регионов, поставщиков товаров из-за рубежа, а также, сколько и каких конкурентов покинуло данный товарный рынок.

6. Характеристика экономических потенциалов предприятий-конкурентов (ПЭ) товарного рынка.

Расчеты экономических потенциалов предприятий определят перспективы развития участников конкурентных рынков с точки зрения обеспечения конкурентоспособной стратегии развития. Поэтому необходим постоянный мониторинг информации о значениях показателей, отражающих уровни экономических потенциалов предприятий, входящих в состав определенных рынков. Определение экономических потенциалов товаропроизводящих предприятий, поставляющих продукцию на региональный рынок, может быть основано на двух методах оценки: расширенном – на основании балльного расчета уровня как по отдельным индикаторам, и по всем составляющим экономического потенциала предприятия в совокупности (формула 2.2); или на основе учета производственных  потенциалов предприятий – полученных по результатам расчетов производственных мощностей и отражаемых в формах статистической отчетности.

7. Выявление степени реакции предприятий – участников товарного рынка на действия конкурентов.Для характеристики реакции товаропроизводящих предприятий на действия конкурентов определяется связь между изменениями объемов реализации одних предприятий в зависимости от изменения экономических потенциалов других. Основой такой оценки являются расчеты эластичности: значения коэффициентов эластичности объемов реализации по экономическому потенциалу –  меру реагирования величины объема реализации на изменение экономического потенциала

Эп.ij = ,

(2.27)

где Эп.ij – коэффициент перекрестной эластичности объема реализации i-го предприятия к экономическому потенциалу j-го предприятия; - процентное изменение объема реализуемой продукции конкурента i; - процентное изменение экономического потенциала конкурента j.

Расчеты частных коэффициентов перекрестной эластичности предприятий-конкурентов необходимо свести в таблицу 2.14.

Таблица 2.14  –  Исходные составляющие и значения коэффициентов

перекрестной эластичности объемов реализации

и экономических потенциалов

Предприятия

1

i

n

Эп.ij

Эп.ij

Эп.ij

Эп.ij

Эп.ij

Предприятия

1

..

j

n

Средняя реакция товаропроизводящих предприятий на действия конкурентов на исследуемом рынке определяется с помощью средневзвешенного коэффициента перекрестной эластичности:

Кп.ср = ,

(2.28)

где Кп.ср - средневзвешенный коэффициент перекрестной эластичности объемов реализации и экономических потенциалов; Qi – объем реализации  i-го предприятия; k – количество пар предприятий, по которым получены значения показателя перекрестной эластичности; n – общее количество пар предприятий исследуемого товарного рынка; di.k – доля предприятий, по которым определены частные значения перекрестной эластичности, исчисленная по объему реализации.