Теоретико-методологические основы анализа конкурентной среды и конкурентного взаимодействия предприятий на товарном рынке, страница 2

Si(t) = ,                     (2.1)

где – объем продаж товара в натуральных единицах измерения в базовом периоде времени; Рio и Pi(t) – цена единицы товара i в базовом и прогнозируемом периодах соответственно, руб.; D0 и D(t) – средние доходы потребителей в  базовом и прогнозируемом периодах соответственно, руб.; а – коэффициент ценовой эластичности; b – коэффициент эластичности доходов; K– коэффициент инфляции; di–  оценка изменения доли рынка i –го товара; Kri – оценка развития рынка товара.

Как показывают данные опросов предприятий, именно отсутствие платежеспособного спроса определяет снижение объемов производства продукции (таблица 2.1). Следует отметить, что методы анализа и прогнозирования спроса на товары длительного и краткосрочного использования в достаточной степени отработаны. Более сложную проблему при исследовании товарных рынков представляет получение необходимой информации о потребительских свойствах продукции.

При отсутствии в публикуемых статистических источниках данных о потреблении товаров, их рассчитывают путем составления баланса потребления на основании данных о производстве, импорте, экспорте и переходящих запасах данного товара [24, 243].  Исчисляемый на основе баланса показатель получил название «емкость рынка».

Для определения динамики возможного изменения емкости рынка необходимо изучить тенденции развития производства и спроса. Реально складывающая емкость рынка может не отражать потенциальной емкости, которая определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. Чтобы охарактеризовать потенциальную емкость рынка представляется необходимым определить его потенциал.

Таблица 2.1  -  Оценка изменений производства

 (по результатам опроса 1022 предприятий), март 1999 г. [148 ]

Как в последнем месяце

изменились

В процентах к сумме ответов

возрос

не

изменился

снизился

нет

ответа

объем производства цены на вашу продукцию платежеспособный cпрос объем бартерного спроса

43

37

22

12

41

60

64

65

15

3

12

13

1

0

2

10

Как вы оцениваете текущий физический объем

выше

нормы

нормальный

ниже

нормы

нет

ответа

своего производства спроса на продукцию экспортного спроса запасов готовой продукции

2

2

1

21

25

20

28

34

73

77

44

39

0

1

27

6

Как изменится в ближайшие 2—3 месяца

возрастет

не

изменится

снизится

нет

 ответа

объем  производства цены на вашу продукцию платежеспособный спрос объем бартерного спроса

44

40

19

17

44

52

63

61

9

3

15

11

3

5

3

11

Потенциал товарного рынка, чаще всего рассматриваемый как общий объем потребления [243], можно установить при анализе доходов потребителей и их распределения по товарным категориям в отдельных сегментах рынка. Выделение рыночных сегментов зависит от используемых для сегментации переменных. Для этих целей необходима систематическая и своевременная информация о состоянии и тенденциях исследуемых рынков. Такие данные могут быть получены по результатам проведения специальных исследований, в ходе которых необходимо изучить как внутреннюю информацию предприятий, используемую для принятия управленческих решений, так и внешние факторы, определяющие текущие и прогнозируемые ресурсы потребителей. При невозможности составить точный прогноз, следует прибегнуть к построению сценариев, позволяющих сравнить варианты будущего развития.

Генеральной целью относительно самостоятельного экономического объекта (предприятия) является устойчивое развитие, согласованное с изменениями внешней среды. Такой подход предполагает реакцию на колебания спроса, участие в его формировании, а также необходимость учета характера взаимодействия с возможными конкурентами. Соответственно эффективность работы предприятия при таком подходе может быть оценена на основе характеристики степени соответствия достижения показателей устойчивого развития и гармоничности взаимодействия с внешней средой.