Si(t) = , (2.1)
где – объем продаж товара в натуральных единицах измерения в базовом периоде времени; Рio и Pi(t) – цена единицы товара i в базовом и прогнозируемом периодах соответственно, руб.; D0 и D(t) – средние доходы потребителей в базовом и прогнозируемом периодах соответственно, руб.; а – коэффициент ценовой эластичности; b – коэффициент эластичности доходов; K– коэффициент инфляции; di– оценка изменения доли рынка i –го товара; Kri – оценка развития рынка товара.
Как показывают данные опросов предприятий, именно отсутствие платежеспособного спроса определяет снижение объемов производства продукции (таблица 2.1). Следует отметить, что методы анализа и прогнозирования спроса на товары длительного и краткосрочного использования в достаточной степени отработаны. Более сложную проблему при исследовании товарных рынков представляет получение необходимой информации о потребительских свойствах продукции.
При отсутствии в публикуемых статистических источниках данных о потреблении товаров, их рассчитывают путем составления баланса потребления на основании данных о производстве, импорте, экспорте и переходящих запасах данного товара [24, 243]. Исчисляемый на основе баланса показатель получил название «емкость рынка».
Для определения динамики возможного изменения емкости рынка необходимо изучить тенденции развития производства и спроса. Реально складывающая емкость рынка может не отражать потенциальной емкости, которая определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. Чтобы охарактеризовать потенциальную емкость рынка представляется необходимым определить его потенциал.
Таблица 2.1 - Оценка изменений производства
(по результатам опроса 1022 предприятий), март 1999 г. [148 ]
Как в последнем месяце изменились |
В процентах к сумме ответов |
|||
возрос |
не изменился |
снизился |
нет ответа |
|
объем производства цены на вашу продукцию платежеспособный cпрос объем бартерного спроса |
43 37 22 12 |
41 60 64 65 |
15 3 12 13 |
1 0 2 10 |
Как вы оцениваете текущий физический объем |
выше нормы |
нормальный |
ниже нормы |
нет ответа |
своего производства спроса на продукцию экспортного спроса запасов готовой продукции |
2 2 1 21 |
25 20 28 34 |
73 77 44 39 |
0 1 27 6 |
Как изменится в ближайшие 2—3 месяца |
возрастет |
не изменится |
снизится |
нет ответа |
объем производства цены на вашу продукцию платежеспособный спрос объем бартерного спроса |
44 40 19 17 |
44 52 63 61 |
9 3 15 11 |
3 5 3 11 |
Потенциал товарного рынка, чаще всего рассматриваемый как общий объем потребления [243], можно установить при анализе доходов потребителей и их распределения по товарным категориям в отдельных сегментах рынка. Выделение рыночных сегментов зависит от используемых для сегментации переменных. Для этих целей необходима систематическая и своевременная информация о состоянии и тенденциях исследуемых рынков. Такие данные могут быть получены по результатам проведения специальных исследований, в ходе которых необходимо изучить как внутреннюю информацию предприятий, используемую для принятия управленческих решений, так и внешние факторы, определяющие текущие и прогнозируемые ресурсы потребителей. При невозможности составить точный прогноз, следует прибегнуть к построению сценариев, позволяющих сравнить варианты будущего развития.
Генеральной целью относительно самостоятельного экономического объекта (предприятия) является устойчивое развитие, согласованное с изменениями внешней среды. Такой подход предполагает реакцию на колебания спроса, участие в его формировании, а также необходимость учета характера взаимодействия с возможными конкурентами. Соответственно эффективность работы предприятия при таком подходе может быть оценена на основе характеристики степени соответствия достижения показателей устойчивого развития и гармоничности взаимодействия с внешней средой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.