Теоретико-методологические основы анализа конкурентной среды и конкурентного взаимодействия предприятий на товарном рынке, страница 15

Результаты расчета необходимо внести в таблицу 2.9. По сосредоточению значений коэффициентов в зонах таблицы определяются преобладающие типы конкурентного взаимодействия на товарном рынке региона. Распределение молокоперерабатывающих предприятий Тульского региона по типам конкурентного взаимодействия представлено на рисунке 2.8.

Таблица 2.9 – Типы конкурентного взаимодействия

Темпы роста объема реализации

Кр <1

Кр =1

Кр >1

Темпы роста

экономического

потенциала

Кп <1

Конфронтация

Соревновательная конкуренция

Партнерская

конкуренция

Кп =1

Соперничество

Кооперация

Кп >1


Рисунок 2.8 – Структура распределения предприятий

по типам конкурентного взаимодействия, %

(по молокоперерабатывающим предприятиям тульского региона)

Таким образом, выявление связи между характером изменения экономических потенциалов предприятий и результирующих экономических показателей их деятельности позволит определить тип конкурентного взаимодействия агентов товарного регионального рынка.

2.3.  Методические основы анализа

конкурентной среды на товарном рынке

Создание и поддержание наиболее эффективных структур товарного рынка обуславливает потребность в практической регламентации состояния конкурентной среды в регионе. Это требует использования критериев, позволяющих определить необходимость внешнего воздействия на функционирование рыночных структур.

В применяемых в настоящее время методиках анализа товарных рынков главное внимание уделяется расчетам показателей концентрации. Предлагаемый автором подход к оценке состояния конкурентной среды, помимо анализа уровня концентрации предполагает учет типа конкурентного взаимодействия участников товарного рынка, что позволяет обосновать необходимость регулирующего воздействия на взаимоотношения субъектов рынка.

Чтобы определить интенсивность конкуренции и ее влияние на взаимоотношение участников товарного рынка необходимо выполнить следующие этапы расчетов:

1.  Выявление состава и численности поставщиков, действующих на данном товарном рынке:

1, …j, …, n , где n – число поставщиков (конкурентов) товарного рынка.

Определение доли реализации продукции (Dj) каждого из поставщиков в общем объеме реализации товара на рынке:

Dj = , %                                             

(2.18)

где  - объем реализации продукции на j-м предприятии.

Результаты расчетов необходимо свести в таблицу 2.10.

Таблица 2.10 – Распределение объемов реализации продукции

между поставщиками товаров

Предприятия – участники

товарного рынка

Объем реализации продукции, тыс. руб.

Удельный вес реализации данного предприятия в общем объеме реализации, %

Предприятие 1

Предприятие j

Предприятие n

Итого

100

2. Формирование перечня товаров-заменителей (определение продуктовых  границ товарного рынка).

A ij,

где A ij – i-ый товар-заменитель, выпускаемый на j-м предприятии.

При этом качестве источников информации можно использовать: классификаторы товарной номенклатуры (ОКДП  —  Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг); ГОСТы   на конкретные виды  товарной продукции, товарные словари, рекламные проспекты; данные  товароведческой экспертизы (публикуемые, например, в журнале «Спрос», приложении к газете «Известия» —  «Экспертиза» и др.); данные служб технического сервиса, органов стандартизации и сертификации и т.п.; материалы маркетинговых исследований.

2.  Обоснование количества наиболее крупных субъектов товарного рынка, производимое на основе расчетов системы коэффициентов Линда (L):

,                             (2.19)