Результаты расчета необходимо внести в таблицу 2.9. По сосредоточению значений коэффициентов в зонах таблицы определяются преобладающие типы конкурентного взаимодействия на товарном рынке региона. Распределение молокоперерабатывающих предприятий Тульского региона по типам конкурентного взаимодействия представлено на рисунке 2.8.
Темпы роста объема реализации |
||||
Кр <1 |
Кр =1 |
Кр >1 |
||
Темпы роста экономического потенциала |
Кп <1 |
Конфронтация |
Соревновательная конкуренция |
|
Партнерская конкуренция |
||||
Кп =1 |
Соперничество |
Кооперация |
||
Кп >1 |
Рисунок 2.8 – Структура распределения предприятий
по типам конкурентного взаимодействия, %
(по молокоперерабатывающим предприятиям тульского региона)
Таким образом, выявление связи между характером изменения экономических потенциалов предприятий и результирующих экономических показателей их деятельности позволит определить тип конкурентного взаимодействия агентов товарного регионального рынка.
2.3. Методические основы анализа
конкурентной среды на товарном рынке
Создание и поддержание наиболее эффективных структур товарного рынка обуславливает потребность в практической регламентации состояния конкурентной среды в регионе. Это требует использования критериев, позволяющих определить необходимость внешнего воздействия на функционирование рыночных структур.
В применяемых в настоящее время методиках анализа товарных рынков главное внимание уделяется расчетам показателей концентрации. Предлагаемый автором подход к оценке состояния конкурентной среды, помимо анализа уровня концентрации предполагает учет типа конкурентного взаимодействия участников товарного рынка, что позволяет обосновать необходимость регулирующего воздействия на взаимоотношения субъектов рынка.
Чтобы определить интенсивность конкуренции и ее влияние на взаимоотношение участников товарного рынка необходимо выполнить следующие этапы расчетов:
1. Выявление состава и численности поставщиков, действующих на данном товарном рынке:
1, …j, …, n , где n – число поставщиков (конкурентов) товарного рынка.
Определение доли реализации продукции (Dj) каждого из поставщиков в общем объеме реализации товара на рынке:
Dj = , % |
(2.18) |
где - объем реализации продукции на j-м предприятии.
Результаты расчетов необходимо свести в таблицу 2.10.
между поставщиками товаров
Предприятия – участники товарного рынка |
Объем реализации продукции, тыс. руб. |
Удельный вес реализации данного предприятия в общем объеме реализации, % |
Предприятие 1 |
||
… |
||
Предприятие j |
||
… |
||
Предприятие n |
||
Итого |
100 |
2. Формирование перечня товаров-заменителей (определение продуктовых границ товарного рынка).
A ij,
При этом качестве источников информации можно использовать: классификаторы товарной номенклатуры (ОКДП — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг); ГОСТы на конкретные виды товарной продукции, товарные словари, рекламные проспекты; данные товароведческой экспертизы (публикуемые, например, в журнале «Спрос», приложении к газете «Известия» — «Экспертиза» и др.); данные служб технического сервиса, органов стандартизации и сертификации и т.п.; материалы маркетинговых исследований.
2. Обоснование количества наиболее крупных субъектов товарного рынка, производимое на основе расчетов системы коэффициентов Линда (L):
, (2.19)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.