Теоретико-методологические основы анализа конкурентной среды и конкурентного взаимодействия предприятий на товарном рынке, страница 4

Степень согласования экономического потенциала предприятия с рыночным потенциалом будет характеризовать уровень эффективности использования стратегического экономического потенциала предприятия.

Такая постановка задачи управления экономическим потенциалом предприятия требует:

-  определения элементов экономического потенциала предприятия;

-  исследования общего потенциала товарного рынка, на которых присутствует данное предприятие.

Способность превращать возможности стратегического экономического потенциала в конкурентные преимущества предприятия связана с его рыночной ориентацией. Используемое в экономической литературе понятие рыночной ориентации не отличается конкретностью. Ее признаки не определены с достаточной точностью. Как представляется, рыночная ориентация предприятия может быть выявлена на основе определения стратегических значений его экономического потенциала, а также прогноза рыночных тенденций на основе оценки потенциала рынка в целом и распределения ролей, присутствующих на нем субъектов.

При определении значений экономического потенциала предприятия можно воспользоваться двумя подходами.

Балльный метод расчета как по отдельным индикаторам и по всем составляющим экономического потенциала предприятия в совокупности

 ,

(2.2)

где aij -  значение i-го показателя (баллы), входящего в состав j-ой составляющей экономического потенциала предприятия; i = 1, …, h – число показателей, входящих в состав j-ой составляющей потенциала; j – число составляющих (частных потенциалов) экономического потенциала предприятия, j = 1, …, q; kij – значимость i-го показателя, входящего в состав j-ой составляющей экономического потенциала, коэффициент.

Данный подход может быть рекомендован для сопоставительной оценки потенциалов предприятий-конкурентов. Если при анализе потенциалов фирм-конкурентов необходимо учесть отдельные составляющие экономического потенциала, например, только производственный потенциал, можно воспользоваться конкретными измерителями этих составляющих. В случае оценки производственного потенциала, характеризующего объем выпуска продукции при определенном ассортименте, целесообразно использовать значения производственной мощности предприятий, тем более,  что такая информация систематически отслеживается и передается предприятиями в органы государственной статистики. Поэтому не требуется дополнительный сбор информации о балльной оценке потенциала экспертами.

Метод, основанный на учете взаимосвязанного использования элементов потенциала  фирмы [280, с.119-123], его необходимо, как представляется, дополнить процедурой дисконтирования. В этом случае математическая постановка задачи оптимизации распределения ресурсов стратегического потенциала будет основана на определении отдельных издержек при использовании ресурсных составляющих потенциала.

Издержки при использовании различных ресурсных составляющих стратегического потенциала зависят от их вида. Данный метод оценки экономического потенциала в большей степени подходит для определения внутренних возможностей конкретного предприятия и в меньшей – для оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Общий объем потребления товаров зависит, прежде всего,  от покупательской способности населения (для условий рынков России зависящей в основном от его доходов) и покупательского поведения, характеризуемого с помощью потребительских предпочтений.

Потребители обладают тремя основными видами ресурсов: экономическими, временными и познавательными. На конкурентных рынках фирмы борются за деньги, время потребителя и его способности к обработке информации. Восприятие потребителем имеющихся у него ресурсов может сказаться на его готовности тратить время и деньги на приобретение товаров.

Покупательская способность во многом определяется уровнем доходов потребителей. Высокие темпы инфляционных процессов, происходящих в 90-х годах нынешнего столетия в России определяют особенности проведения экономического анализа доходов населения: исследование может быть корректным только при сопоставлении темпов уровня доходов и расходов населения (таблица 2.2).