Теоретико-методологические основы анализа конкурентной среды и конкурентного взаимодействия предприятий на товарном рынке, страница 11

Данные исследований о предпочтениях потребителей представляется целесообразным обобщить в виде стратегической матрицы, характеризующей состояние удовлетворенности потребителей товарами и услугами данного предприятия по двум группам показателей: «отдача» и «важность» и возможные стратегические решения  по формированию конкурентных позиций предприятия [75] (рисунок 2.3).

Отдача

Высокая

Необходимо изменить целевую ориентацию на рынке, сохранить на прежнем уровне или снизить инвестиции

Возможно усиление конкурентных преимуществ, сохранить на прежнем уровне или повысить отдачу экономического потенциала

Низкая

Ситуация практически безнадежная, ресурсы расходовать не следует

Конкурентная позиция уязвима, необходимы улучшения

Низкая

Высокая

Важность

Рисунок 2.3 - Стратегическая матрица формирования конкурентных

позиций предприятия  в зависимости от удовлетворенности

потребителей

Четыре квадранта матрицы соответствуют четырем категориям рыночных мероприятий. В тех случаях, когда важность товаров велика, а отдача от них для клиента относительно низка необходимы решительные меры по улучшению качества обслуживания клиента. В ситуации, когда отдача и важность велики, предприятие обладает преимуществами перед своими конкурентами, оно может оставаться в таком положении или даже попытаться улучшить его.

В ситуациях, когда и важность, и отдача от товаров низки, предприятию не следует расходовать ресурсы для улучшения положения. Особую категорию составляют случаи с низкой важностью и высокой отдачей. Возможно, что предприятие в прошлом расходовало впустую ресурсы, потому что выгоды от товаров (услуг) как бы не важны для клиента. Тем не менее, в такой ситуации могут быть скрытые резервы удовлетворения клиента, которые он может посчитать не только важными, но и необходимыми для себя.


(табл. 2.7)

(табл. 2.7 –продолж)
2.3. Типы конкурентного взаимодействия предприятий

Основным условием появления конкурентных ситуаций на товарном рынке является превышение предложения товаров (продукции, работ, услуг) над спросом.

Предложение товаров-субститов на определенный рынок составляет

Qi = ,                                       (2.5)

где Цi.j - цена на i-й вид продукта на j-ом предприятии в базисном периоде; Ni,j – количество i-го вида продукта, реализованного j-ым предприятии в базисном периоде;  - оценка развития рынка (темп роста рынка, коэффициент); m – номенклатура товаров-субститов, предлагаемых на исследуемом рынке; n – количество фирм-конкурентов.

Спрос (Si) на исследуемом товарном рынке зависит от объема платежеспособного спроса потребителей, их вкусов, предпочтений, темпов инфляции (формула 2.1). Таким образом, условие возникновения конкуренции между фирмами-поставщиками продукции:

Qi> Si.                                                   (2.6)

Цель каждого конкурента – добиться максимальной доли рынка:

                              (2.7)

где Krij – коэффициент роста объема производства в планируемом периоде по сравнению базисным по  i -  му продуктовому направлению  j - го предприятия.

Характер возможного конфликта конкурирующих предприятий может быть различным. Это зависит от степени превышения предложения товаров над спросом на данном рынке, уровня различия объемов возможных поставок предприятий-конкурентов и экономической и социальной природы хозяйственных мотивов лиц принимающих стратегические управленческие решения.

В математической модели, предложенной западными  исследователями Р. Акоффом и Ф. Эмери [240], опирающимися  на системный  подход, описаны три состояния взаимодействия субъектов А и Всотрудничество, конфликт и независимость.    

Если (ЕVAВ) — ожидаемая удельная ценность для А его ситуации выбора, когда в ней присутствует В, а (ЕVAВ') - та же ценность, но при отсутствии В.

Тогда: если (ЕVAВ) > (ЕVAВ'), то В сотрудничает с А;

если (ЕVAВ) < (ЕVAВ'), то В конфликтует с А; если (ЕVAВ) = (ЕVAВ'), то А независим от В.