Данные исследований о предпочтениях потребителей представляется целесообразным обобщить в виде стратегической матрицы, характеризующей состояние удовлетворенности потребителей товарами и услугами данного предприятия по двум группам показателей: «отдача» и «важность» и возможные стратегические решения по формированию конкурентных позиций предприятия [75] (рисунок 2.3).
| Отдача | Высокая | Необходимо изменить целевую ориентацию на рынке, сохранить на прежнем уровне или снизить инвестиции | Возможно усиление конкурентных преимуществ, сохранить на прежнем уровне или повысить отдачу экономического потенциала | 
| Низкая | Ситуация практически безнадежная, ресурсы расходовать не следует | Конкурентная позиция уязвима, необходимы улучшения | |
| Низкая | Высокая | ||
| Важность | |||
| Рисунок 2.3 - Стратегическая матрица формирования конкурентныхпозиций предприятия в зависимости от удовлетворенностипотребителей | |||
(табл.
2.7 –продолж)
2.3.
Типы конкурентного взаимодействия предприятий
Основным условием появления конкурентных ситуаций на товарном рынке является превышение предложения товаров (продукции, работ, услуг) над спросом.
Qi =  ,                                      
(2.5)
,                                      
(2.5)
 - оценка
развития рынка (темп роста рынка, коэффициент); m – номенклатура
товаров-субститов, предлагаемых на исследуемом рынке; n – количество
фирм-конкурентов.
 - оценка
развития рынка (темп роста рынка, коэффициент); m – номенклатура
товаров-субститов, предлагаемых на исследуемом рынке; n – количество
фирм-конкурентов. Спрос (Si) на исследуемом товарном рынке зависит от объема платежеспособного спроса потребителей, их вкусов, предпочтений, темпов инфляции (формула 2.1). Таким образом, условие возникновения конкуренции между фирмами-поставщиками продукции:
Qi> Si. (2.6)
Цель каждого конкурента – добиться максимальной доли рынка:
 (2.7)
                              (2.7)
где Krij – коэффициент роста объема производства в планируемом периоде по сравнению базисным по i - му продуктовому направлению j - го предприятия.
Характер возможного конфликта конкурирующих предприятий может быть различным. Это зависит от степени превышения предложения товаров над спросом на данном рынке, уровня различия объемов возможных поставок предприятий-конкурентов и экономической и социальной природы хозяйственных мотивов лиц принимающих стратегические управленческие решения.
В математической модели, предложенной западными исследователями Р. Акоффом и Ф. Эмери [240], опирающимися на системный подход, описаны три состояния взаимодействия субъектов А и В — сотрудничество, конфликт и независимость.
Если (ЕVAВ) — ожидаемая удельная ценность для А его ситуации выбора, когда в ней присутствует В, а (ЕVAВ') - та же ценность, но при отсутствии В.
Тогда: если (ЕVAВ) > (ЕVAВ'), то В сотрудничает с А;
если (ЕVAВ) < (ЕVAВ'), то В конфликтует с А; если (ЕVAВ) = (ЕVAВ'), то А независим от В.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.