Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров
по дисциплине : «Экономика для менеджеров»
тема: «Финансово-экономическая оценка деятельности предприятий»
(подпись)
(подпись)
Тула 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1 Исходные данные............................................................................................................................ 3
2 Блок 1. Продукция............................................................................................................................ 4
3 Блок 2. Ресурсы........................................................................................................................ 10
4 Блок 3. Эффективность деятельности........................................................................................................................ 17
5 Список использованной литературы............................................................................................................................ 27
1.Исходные данные для проведения анализа по предприятиям
Показатель |
Ед. изм. |
Усл. обозн. |
Предприятие 9 |
Предприятие 10 |
||||
Г о д |
||||||||
2001 |
2002 |
2003 |
2001 |
2002 |
2003 |
|||
1.Объем продаж |
тыс. руб. |
ОР |
53728 |
62818 |
78214 |
13030 |
22440 |
36000 |
2.Объем товарной продукции, в т.ч.: |
-«- |
ОТ |
53522 |
66533 |
79868 |
13000 |
23470 |
35850 |
- продукции государственного заказа |
-«- |
ОТгз |
48170 |
61875 |
69485 |
11700 |
21130 |
32260 |
- новой продукции |
-«- |
ОТнп |
1605 |
2661 |
3993 |
260 |
470 |
320 |
- продукции свободной продажи |
-«- |
ОТсп |
3747 |
1997 |
6390 |
1040 |
1870 |
3270 |
3.Объем спроса продукции свободной продажи |
-«- |
С |
7100 |
4000 |
||||
4.Среднегодовая остаточная стоимость основных производственных фондов |
-«- |
ОФ |
26900 |
27592 |
35879 |
13500 |
19400 |
28300 |
5. Сумма износа основных производственных фондов |
-«- |
И |
8100 |
8300 |
10700 |
7400 |
8700 |
8500 |
6.Среднегодовая величина оборотных средств |
-«- |
ОС |
8514 |
8975 |
11715 |
3400 |
9800 |
12100 |
7.Структура оборотных средств по источникам образования: - собственные - заемные |
% -«- |
Дс Дз |
62 |
42 |
||||
8.Собственные средства |
тыс. руб. |
ССП |
34007 |
36976 |
39561 |
15544 |
25678 |
37684 |
9.Годовой фонд заработной платы ППП |
-«- |
ЗПппп |
12434 |
15463 |
18127 |
3157 |
4835 |
6955 |
10.Балансовая прибыль |
-«- |
Пб |
6363 |
8061 |
7336 |
1410 |
4100 |
9200 |
11.Процент годовой ставки кредита |
% |
СКР |
33 |
27 |
22 |
30 |
25 |
22 |
12.Ставка налога на прибыль |
% |
Спр |
35 |
24 |
24 |
35 |
24 |
24 |
2. Блок 1. Продукция
Состояние предприятия в блоке «Продукция» можно охарактеризовать через совокупность следующих показателей :
1.1. Объем продаж (ОР)
Объем продаж – это объем реализованной в текущем периоде времени продукции, т.е. сумма выручки предприятия, которую оно получило за свою проданную продукцию.
Количественную величину роста объема продаж можно оценить с помощью индекса роста Jор, который определяется по формуле :
Jор = (OPt+n / OРpt) *100, (%) , (1.1)
где t – базовый период времени: год;
t+n – текущий период времени.
Предприятие №9
Jop1 = (OP2002 /OР2001) *100 = (62818 / 53728) * 100 = 116,92 %
Jop2 = (OP2003 /OР2001) *100 = (78214 / 53728) * 100 = 145,57 %
Предприятие №10
Jop1 = (OP2002 /OР2001) *100 = (22440 / 13030) * 100 = 172,22 %
Jop2 = (OP2003 /OР2001) *100 = (36000 / 13030) * 100 = 276,29 %
Наглядно рост объема продаж можно проследить на графике.
Рисунок 1.1. – Динамика объема продаж
1.2. Объем товарной продукции (ОТ)
Объем товарной продукции – это стоимость произведенной в текущем периоде времени готовой продукции на предприятии, предназначенной для реализации на сторону.
Между объемом товарной продукции и объемом продаж существует линейная зависимость :
ОР = ОТ + (&), (1.2)
где & - стоимость остатков готовой продукции на складах предприятия и стоимость товаров отгруженных, но не оплаченных покупателями, на начало текущего периода, за минусом стоимости тех же элементов на конец текущего периода, тыс.руб.
Предприятие №9
&2001 = ОР2001 – ОТ2001 = 53728 – 53522 = +206,0 тыс.руб.
&2002 = ОР2002 – ОТ2002 = 62818 – 66533 = - 3715,0 тыс.руб.
&2003 = ОР2003 – ОТ2003 = 78214 – 79868 = - 1654,0 тыс.руб.
Из анализа следует, что в 2001 году Предприятие №9 работает идеально, т.е. вся произведенная продукция находит своего покупателя.
В 2002-2003 г.г. на предприятии №9 возможны следующие ситуации :
1) упал спрос на продукцию ;
2) потребитель не платежеспособен ;
3) предприятие сознательно не выбрасывает товар на рынок, ожидая лучшей его конъюктуры.
Предприятие №10
&2001 = ОР2001 – ОТ2001 = 13030 – 13000 = +30,0 тыс.руб.
&2002 = ОР2002 – ОТ2002 = 22440 – 23470 = - 1030,0 тыс.руб.
&2003 = ОР2003 – ОТ2003 = 36000 – 35850 = + 150,0 тыс.руб.
Из анализа следует, что в 2001, 2003 г.году Предприятие №10 работает идеально, т.е. вся произведенная продукция находит своего покупателя.
В 2002 году на предприятии №10 возможны следующие ситуации :
1) упал спрос на продукцию ;
2) потребитель не платежеспособен ;
3) предприятие сознательно не выбрасывает товар на рынок, ожидая лучшей его конъюктуры.
Рассмотренные показатели ОР и ОТ характеризуют в целом масштабы деятельности предприятия, но не раскрывают содержание этой деятельности, т.е. что и в каком количестве производит предприятие. Об этом свидетельствует показатель – структура продукции.
1.3. Структура продукции
Структура продукции показывает соотношение удельных весов объемов выпуска различных видов продукции в общем объеме товарной продукции предприятия.
Удельный вес любого вида продукции УОТi можно определить по формуле :
УОТi = (ОТi / ОТ) * 100, (%) , (1.3)
где УОТi – удельный вес продукции i-го вида в общем объеме товарной продукции предприятия ОТ, % ;
ОТi – объем товарной продукции i-го вида, тыс.руб.
Для предприятия в составе выпускаемой продукции можно выделить три основные группы :
1) продукция, выпускаемая по государственному или муниципальному заказу ;
2) продукция, предназначенная к свободной продаже на рынке ;
3) новая продукция.
Рассчитаем по формуле (1.3) удельный вес продукции i-го вида по годам для каждого предприятия.
Предприятие №9
2001 год
УОТгз = (ОТгз / ОТ2001) * 100 = (48170 / 53522) *100 = 90,0 %
УОТсп = (ОТсп / ОТ2001) * 100 = (3747 / 53522) *100 = 7,0 %
УОТнп = (ОТнп / ОТ2001) * 100 = (1605 / 53522) *100 = 3,0 %
2002 год
УОТгз = (ОТгз / ОТ2001) * 100 = (61875 / 66533) *100 = 93,0 %
УОТсп = (ОТсп / ОТ2001) * 100 = (1997 / 66533) *100 = 3,0 %
УОТнп = (ОТнп / ОТ2001) * 100 = (2661 / 66533) *100 = 4,0 %
2003 год
УОТгз = (ОТгз / ОТ2001) * 100 = (69485 / 79868) *100 = 87,0 %
УОТсп = (ОТсп / ОТ2001) * 100 = (6390 / 79868) *100 = 8,0 %
УОТнп = (ОТнп / ОТ2001) * 100 = (3993 / 79868) *100 = 5,0 %
Предприятие №10
2001 год
УОТгз = (ОТгз / ОТ2001) * 100 = (11700 / 13000) *100 = 90,0 %
УОТсп = (ОТсп / ОТ2001) * 100 = (1040 / 13000) *100 = 8,0 %
УОТнп = (ОТнп / ОТ2001) * 100 = (260 / 13000) *100 = 2,0 %
2002 год
УОТгз = (ОТгз / ОТ2001) * 100 = (21130 / 23470) *100 = 90,0 %
УОТсп = (ОТсп / ОТ2001) * 100 = (1870 / 23470) *100 = 8,0 %
УОТнп = (ОТнп / ОТ2001) * 100 = (470 / 23470) *100 = 2,0 %
2003 год
УОТгз = (ОТгз / ОТ2001) * 100 = (32260 / 35850) *100 = 90,0 %
УОТсп = (ОТсп / ОТ2001) * 100 = (3270 / 35850) *100 = 9,1 %
УОТнп = (ОТнп / ОТ2001) * 100 = (320 / 35850) *100 = 0,9 %.
Структуру продукции наглядно можно представить графически в виде диаграмм.
Предприятие №9
Предприятие №10
Рисунок 1.2. Динамика структуры продукции
Из рисунка 1.2. видно :
1) Предприятие №9, выпуская продукцию по государственному заказу по годам практически в равных количествах, занимается освоением новой продукции ;
2) Предприятие №10, выпуская продукцию по государственному заказу по годам в равных количествах, не уделяет внимание на освоение новой продукции и занимается выпуском продукции, предназначенной к свободной продаже.
1.4. Величина удовлетворенного спроса (УСi)
Величина удовлетворенного спроса на товары предприятия является одним из маркетинговых показателей, которую можно оценить через отношение объема спроса к объему предложения.
Величину уровня удовлетворенного спроса на товар можно рассчитать
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.