Упорный подшипник сегментного типа состоит из 2-х рядов упорных колодок, расположенных по окружности. С рабочей стороны упорных колодок 6, с нерабочей стороны тоже шесть, но меньшей площади. Рабочие колодки прилегают к боковой поверхности рабочего колеса ГМНа.
ГМН состоит из рабочего колеса, камеры всасывания, плавающего уплотнительного кольца, обтекателя, безлопаточного направляющего аппарата и обратного клапана. Рабочее колесо выполнено заодно с валом ротора турбины и имеет радиальные цилиндрические каналы. Его боковые поверхности выполняют одновременно роль гребня упорного подшипника.
Плавающее уплотнительное кольцо служит для уплотнения камеры нагнетания насоса со стороны камеры всасывания. Обтекатель служит для уменьшения гидравлических потерь. Безлопаточный направляющий аппарат предназначен для успокоения и направления потока масла в камеру нагнетания ГМНа.
Обратный клапан служит для предотвращения попадания масла в камеру нагнетания ГМНа в период работы пускового маслонасоса.
Принцип работы ГМНа.
На всас насоса масло поступает от масляного инжектора. Рабочим колесом оно нагнетается в камеру нагнетания, откуда одна часть масла, через обратный клапан, направляется в систему маслоснабжения турбины, а другая для смазки опорного и упорного подшипников. Для этого масло высокого давления из камеры нагнетания насоса поступает к колодкам упорного подшипника. При вращении ротора зазор между упорными гребнями и колодками начинает работать как вязкостный насос. В силу неравномерности распределения вязкости и сил давления по рабочей поверхности колодки, при прохождении масла через зазор, последняя поворачивается вокруг ребра качания на какой-то угол. В образующемся между колодкой и гребнем клиновидном зазоре создается высокое давление масла, благодаря которому упорный гребень, а, следовательно, и ротор турбины, удерживается во взвешенном состоянии относительно упорных колодок.
В полостях, где располагаются колодки, происходит интенсивный теплообмен, вызываемый как протекающим через насос маслом, так и циркуляцией масла за счет протечек через рабочие поверхности плавающего уплотнительного кольца и вкладыша опорного подшипника. Пройдя опорный подшипник масло сливается в картер, а оттуда в маслобак.
Для предотвращения срыва масляного клина в упорном подшипнике и последующего за этим осевого сдвига ротора от 2 и 4-ой упорных колодок сделаны выводы к ЭКМу, установленному на местном щите турбины.
При чрезмерном повышении нагрузки на упорный подшипник может произойти разрыв масляной пленки, резкое падение давления в ней (вплоть до нуля) и нарушение жидкостного трения, что приведет к аварии упорного подшипника. Нерабочие колодки воспринимают нагрузку только в случае возникновения обратного осевого усилия. При аварийном останове турбины (когда маслонасосы не обеспечивают по какой-либо причине подачи масла) передний подшипник смазывается маслом, оставшимся в камере нагнетания, а также за счет небольшой подачи масла от ГМНа, происходящей в период выбега ротора.
Ж. Задний подшипник и ВПУ
В корпусе заднего подшипника, отлитом заодно с выхлопной частью турбины, расположены вкладыши заднего подшипника турбины и переднего подшипника генератора, соединительная муфта жесткого типа и кожух муфты. Вкладыши обоих подшипников стальные и состоят из 2-х половин.
На полумуфте турбины выполнено храповое колесо, позволяющее специальной собачке, соединенной со штоком поршня ВПУ, проворачивать ротор турбины при работе ВПУ.
Для предотвращения прогиба ротора в период остывания турбины после её останова, на крышке заднего подшипника установлено ВПУ гидравлического типа. ВПУ проворачивает ротор турбины со скоростью 0,5 об/мин. Масло для работы ВПУ подается шестеренчатым маслонасосом, установленным на крышке маслобака. Для поддержания постоянного давления масла к маслопроводу подключен перепускной клапан. Электродвигатель маслонасоса включается вручную с местного щита управления турбиной.
Характеристика насоса ВПУ
Тип насоса НШ-35
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.