Кроме неправильных наблюдении (ошибок считывания), ошибки могут возникать также из-за влияния наблюдателя на работу измерительной системы (ошибки настройки). Другими словами, ошибки, как следствие влияния наблюдателя, происходят на «стыке» между наблюдателем/оператором с одной стороны и измерительной системой с другой.
Пример. Когда с помощью плавно подстраиваемого моста осуществляется измерение импеданса, наблюдатель/оператор вносит как ошибки считывания (при регистрации показаний нуль-детектора и при отсчете по шкале регуляторов, посредством вторых производится подстройка импедансов моста), так и ошибки настройки (установка нуля на нуль-детекторе, балансировка моста с помощью регулируемых элементов моста). Если чувствительность нуль-детектора к изменениям параметров моста сделать малой, то ошибки, являющиеся следствием влияния наблюдателя/оператора, будут в данном примере, главным образом, ошибками чтения. В этом случае для получения малых ошибок необходимо, чтобы показания нуль-детектора регистрировались чрезвычайно точно. Если сделать чувствительность нуль детектора большой (когда малый разбаланс элементов моста вызывает большое отклонение), то необходимо с исключительной точностью настраивать мост. Теперь основную роль, в ошибках, связанных с влиянием наблюдателя, играют ошибки настройки. (В этом примере, ради простоты, мы не рассматриваем ошибки чтения, допускаемые впоследствии при отсчете показаний регуляторов моста.) На практике стараются свести ошибки чтения и ошибки настройки примерно к одинаково малым значениям (оптимальное измерение).
Чтобы ошибки, возникающие из-за влияния наблюдателя/оператора, сделать малыми, необходимо адаптировать измерительную систему к навыкам наблюдателя.
Это достигается подгонкой тех частей измерительной системы, которыми она непосредственно обращена к наблюдателю (устройства индикации) или оператору (пульт управления, кнопки, ручки и т. д.), под специфические характеристики, которыми, как можно ожидать, обладает наблюдатель/оператор.
В разделе 2.3.3 мы ввели термин наблюдатель/оператор в самом общем виде, включив в это понятие как человека, так и машину-автомат, играющую роль наблюдателя и оператора (компьютер, например). Когда результаты измерения поступают в машину, можно надлежащим образом сопрячь выходную часть измерительной системы с этой машиной, или, наоборот, осуществить согласование входной части машины с выходом измерительной системы, в результате чего ошибки, связанные с воздействием наблюдателя на систему (например, из-за нагружающего действия или неточности настройки), будут сведены к минимуму. Точно так же можно осуществить сопряжение выходного узла машины с управляющими входами измерительной системы, чтобы лучше управлять ею. Поэтому при согласовании на стыке между машиной-автоматом в роли наблюдателя/оператора и измерительной системой почти никогда не возникает никаких проблем.
Что же касается случая, когда наблюдателем/оператором является человек, то можно заметить, что после определенного времени его тренировки, связанные с ним ошибки становятся меньше. Человек сам приспосабливается к данной измерительной системе. Цель адаптации измерительной системы к человеку, выступающему в роли наблюдателя/оператора, состоит в том, чтобы обеспечить возможность быстрого получения правильных результатов измерений необученным наблюдателем и сделать наблюдения и регулировки менее утомительными, в результате чего вероятность допущения человеком промахов и ошибок уменьшается.
Ниже мы ограничимся рассмотрением сопряжения измерительной системы с наблюдателем/оператором — человеком. В данном случае измерительная система должна выдавать результат измерения в таком виде, чтобы его отображение органами чувств наблюдателя было идентично информации, содержащейся в результате измерения Изучение того, каким должно быть такое представление, — это одна из задач эргономики и сенсорной психологии Кроме того, управление измерительной системой должно быть сконструировано так, чтобы предотвратить возникновение ошибок настройки, насколько это возможно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.