"В условиях современной реформы образования курс математики претерпевает весьма существенные изменения и, в первую очередь, это касается курса геометрии" [8, с.1]. "Причиной столь пристального внимания к преподаванию школьной геометрии является то, что до сих пор нет единой теоретической основы для построения школьного курса, и, как отмечают многие методисты, преподавание геометрии в школе является самой острой и сложной проблемой школьного математического образования, как в нашей стране, так и за рубежом" [11].
Сейчас издано много разных учебников по геометрии, отражающих разные аспекты становления науки математики, и построенных в разных подходах (см., например, [1], [2], [14]). Как правило, во всех этих учебниках материал излагается как система фактов (теорем, лемм, готовых родовидовых определений и т.п..), и при создании нового такого учебника перед автором стоит лишь вопрос о том, как изложить те или иные факты: на наглядной, аксиоматической или интуитивной основе; на какие части разбить материал; включать или нет тот или иной факт. Единственный пример учебника, в котором единицей содержания является не только факт — это учебник по алгебре Мордковича. В нем выделяется (но не исследуется) линия как способ организации материала.
В то же время в мировой дидактике существуют три подхода к содержанию образования. Этим содержанием может выступать система фактов, система методов и система проблем. Следовательно, тексты учебников могут писаться в соответствии с каким-либо из этих подходов или их комбинацией. Содержанием большинства имеющихся учебников по геометрии, как было отмечено выше, является система фактов, а, например, методы геометрии используются в них, но специально не исследуются (именно как методы, отдельно от фактов).
Когда за единицу учебного содержания берется факт, то учебники превращаются в огромную коллекцию фактов, и читателю освоить каждый отдельный факт легко, но сложить общее, целостное представление о дисциплине довольно сложно.
Метод — это более крупная единица, чем факт. В геометрии известно всего 6-10 методов. Это метод определения, построения, доказательства (прямое, обратное, от противного), представления материала в форме теорем, аксиоматический метод и другие. Таким образом, содержанием геометрии может выступать система 6-10 методов, которые специально исследуются, при этом освоение каждого такого метода не так легко, как освоение отдельного факта, зато самих методов меньше. Но учебников, в которых геометрия излагается как система методов, нет.
В последние годы появилось предложение взять за единицу содержания проблему [17]. В связи с этим становится интересно создать учебник, в котором материал был бы построен вокруг предметных проблем. Преимущество такого учебника, по сравнению с остальными, заключается в том, что единиц учебного содержания в нем меньше, а это помогает создать у читателя целостное представление о предмете.
Над созданием курса геометрии как системы проблем работает группа авторов: Аронов А.М., Тимкова Т.В., Шумская Е.А. Апробацию проводит Францен О.А. учитель высшей категории университетской гимназии “Универс”. В дипломной работе приведены две темы данной разработки.
Цель работы — разработать темы “Теория параллельных прямых” и “Теория треугольника” учебного курса по геометрии для седьмого класса, в которых материал излагается вокруг явно выделенных вопросов и проблем.
Задачи работы:
v Выделить общие методические принципы, которые можно положить в основу создаваемого учебного курса.
v Разработать две темы учебного курса по геометрии, с учетом выделенных методических принципов.
v Составить методические комментарии к разработанным темам.
v Составить объяснительную записку, включающую выделенные методические принципы и объяснения к тексту разработанных тем.
Объект исследования — геометрический материал тем “Теория параллельных прямых” и “Теория треугольника” учебного курса по геометрии для седьмого класса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.